О пылкой молитве первых братьев

2/05/2016, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава V.

Один немецкий брат, прославленный благочестием, с ранних лет имел обыкновение почитать Страсти Господа нашего и сострадать Его ранам; пять раз в день он прославлял пять ран Господних молитвой, возглашая: «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты святым крестом Своим искупил мир». С каждым молитвенным воззванием он просил Господа исполнить его святой любовью и страхом Божиим. Этот брат рассказывает, как однажды ему явился Христос и дал ему испить небывалой сладости из каждой из Своих святых ран, после чего все земные наслаждения стали для него горьки, как желчь. Кроме того, в обычае этого же брата было почитать Пресвятую Деву, ежедневно воздавая славу сердцу, столь сильно веровавшему во Христа, лону, Его носившему, груди, вскормившей Его, и рукам, некогда Его лелеявшим*. Каждый из членов Девы он почитал отдельным простиранием, читая «Радуйся, Мария» в воспоминание добродетелей, которыми она заслужила высшую честь – стать Матерью Божией: веры, смирения, любви, девственной чистоты, кротости и терпения; эти же добродетели он притом просил Царицу Небесную вымолить для него от Бога. И однажды в субботу** Святая Дева явилась ему и наградила его даром добродетелей, которые он столь глубоко почитал и о которых ежедневно просил ее. С того дня он забыл об учении и прочих своих попечениях и целиком предался молитве, в коей единственно находил отраду. Но прочие братья, заметив такое поведение, упрекнули товарища, что он не желает более приносить пользу Ордену и служить его целям, коль скоро отказывается учиться***. Тогда он попросил Господа вложить для него часть этой сладости в дело учения, чтобы мог он во славу имени Господня приносить пользу душам других людей. Желание его было исполнено, и скудные познания брата так возросли, что он свободно проповедовал на немецком и латыни и сподобился редкого дара разумения.

Когда некий английский брат, лектор богословия и искусный проповедник, ужинал с семьей одного солдата, дом, где они ели, неожиданно загорелся. Из-за нехватки воды и отсутствия помощи пламя охватило его быстро. Пока хозяин дома суетился, лишь умножая хаос и неразбериху, наш брат бросился на колени – и по его молитве пожар не только не пошел дальше, но совершенно потух, так что от него не осталось и следа. Брат втайне написал об этом Магистру Ордена, более не распространяясь о произошедшем во избежание суетной славы, и не обмолвился прочим ни словом.

Как-то двое братьев радостно направлялись в далекий монастырь во исполнение послушания и в пути увидели, что приближается буря. В смятении они сказали друг другу: «Возможно, Богу не угодно это наше назначение». И так как нигде не было видно укрытия, один из братьев, вспомнив, как святой Доминик**** некогда чудесным образом оградил от подобной бури себя и своего спутника, осенил крестным знамением сгущавшиеся тучи и начал молиться. Воды небесные немедля разделились, и ливень хлынул по правую и по левую руку братьев, на них же не упало ни капли, и они сухими прошли более лиги, хотя по обе стороны их пути лились потоки воды.

Испанский солдат, принявший крест и все откладывавший исполнение обета вплоть до смерти, вскоре после того, как погиб на войне, с тяжелейшим крестом на плечах явился своему сыну и просил молиться за него. Его сын, юноша одаренный и образованный, без труда понял, что отец страдает после смерти из-за неисполнения крестоносного обета, и принял крест вместо него. Прибыв в Болонью по пути в Бриндизи, где он собирался сесть на корабль, юноша встретил там нескольких своих старых товарищей, которые вступили в Орден. Узнав о цели его странствия, братья убедили друга принять крест иным образом – путем присоединения к Ордену, уверяя, что так он сделает для души отца куда больше: ведь молитвы братьев и Святая Жертва на алтаре – это скорейшее и наилучшее средство приведения душ к вечному свету и покою. Юноша согласился, принял хабит и стал ревностно и благочестиво прислуживать братьям у алтаря, кротко прося их поминать на мессе душу его отца. В то время брат Альберт пришел проповедовать во Флоренцию, где жил одержимый, чьими устами дьявол нередко открывал секреты и даже предсказывал будущее. Помимо прочих диковинных вещей он поведал, что братья Проповедники, столь преданные Господу и Его святой Матери, причинили лукавому и его воинству немало зла путем проповеди и привлечения людей на исповедь, а также своими молитвами и Святой Жертвой. Упомянул нечистый о некоем испанском солдате, убитом на войне и освобожденном молитвами братьев, сообщив подробности об обете его сына и последствиях такового. Брат Альберт не обратил особого внимания на слова лукавого, потому что случай был незнаком ему; но по возвращении в Болонью он однажды разговорился с братьями в присутствии того самого новиция, и тут послышались шум и крики – то к алтарю святого Доминика вели одержимую женщину. Вспомнив о флорентийском бесноватом, брат Альберт подробно рассказал о нем братьям, упомянув и словах дьявола. Тут испанский новиций возликовал, услышав об освобождении отца, и поведал всем о его обете и о своем собственном. С того дня он еще больше, чем прежде, полюбил свой Орден.

Двое братьев, окончив богословское обучение в Париже, возвращались в свою провинцию и проходили через безлюдные окрестности Пуатье. Так как они были в дороге с рассвета, а уже вечерело, оба брата устали и изголодались; впереди же виднелась лишь маленькая деревушка - несколько рассеянных бедных домов. Более усталый брат хотел остановиться там и просить хлеба от дверей к дверям, а более голодный склонялся к тому, что стоит дойти до селения побогаче – иначе, если здешние жители откажут им в подаянии, они напрасно растратят силы и упадут от голода по дороге. На что более усталый отвечал: «Добрый брат, неужели ты думаешь, что Бог не может накормить нас даже в этой скромной деревне?» Более голодный сказал: «Несомненно, Богу это возможно, но обычно Он действует иными путями». «Не тревожься на этот счет, - возразил его спутник, - вот увидишь: Господь непременно обеспечит нас всем необходимым прямо здесь». Он еще не закончил речь, как на дороге появился кортеж: то ехала жена кастеляна Сен-Максенского*****, богатая и знатная дама, в сопровождении челядинцев и юного сына. Заметив усталых и голодных путников, дама велела: «Сын мой, ради любви к Господу и ко мне сойди с коня и помоги этим бедным братьям». По ее слову юноша спешился и подал им несколько свежих рыбных пирогов, испеченных для госпожи, а также в достатке хлеба, вина, сыра, яиц и рыбы, прося братьев принять дары и от души отужинать, прежде чем они продолжат путь – ведь, не подкрепив силы, они не смогут никуда добраться. Когда братья насытились, старший сказал своему товарищу: «Давай поручим нашего щедрого благотворителя защите Божией, чтобы Господь призрел на него и привел его к жизни вечной». И, преклонив колени, братья прочитали Veni Creator и «Отче наш», и в молитве многократно препоручили его Божией заботе, после чего продолжили путь.

Прошло достаточно времени, и по пути из Испании на Генеральный Капитул в Париж один из тех братьев встретил юношу в новициате в Пуатье******. Потрясенный, он спросил приора, откуда происходит сей новиций, и узнал, что это не кто иной, как сын госпожи Сен-Максенса. Тогда испанский брат отозвал юношу в сторонку и спросил: «Помнишь ли, брат, как однажды по просьбе матери накормил двоих проповедников, возвращавшихся из Парижа?» «Прекрасно помню, - отвечал новиций; - более того – непрестанно благодарю Господа за нашу встречу, потому что в ответ на их молитвы Он дал мне призвание в тот же Орден». «Знай же, - добавил брат, - что я был одним из двоих, и с того дня мы часто молились вместе, чтобы Бог даровал тебе счастливую жизнь и блаженную смерть». Эту историю мы приводим по письму брата Эгидия Португальского, мужа великой святости и учености, который и был одним из двоих и после избирался провинциалом Испании.

Святой и почтенный брат из английской провинции, по имени Давид, во время болезни, от которой он, в конце концов, и умер, был восхищен на суд Божий, где услышал, как Святая Дева сетует на братьев, читающих ее последование небрежно, поспешно и без должного почтения. После чего он услышал ответ Господа Иисуса Христа: «Вернем же на время этого человека к его братьям, пусть предостережет их от подобных поступков». Придя в сознание, больной поднялся и рассказал братьям все, что слышал, увещевая их с большей ревностью читать Литургию Часов, посвященную Марии, Царице небесной; с этими словами он и скончался.

В той же провинции Англия брат Ричард*******, будучи на пороге смерти, вдруг вскричал: «Горе вам, горе, читающие Литургию Часов с небрежением - ведь души в чистилище сетуют, что вы так дурно и с блужданием мысли исполняете свой долг по отношению к ним!» Чуть погодя он добавил: «О, Святая Дева на моих глазах вздыхает перед Сыном, что вы редко произносите ее службу, торопитесь и читаете без благоговения, а ведь это немногим лучше, чем ничего. Но что за музыку я слышал на небесах! Ее и представить нельзя на земле». С этими словами он почил во Господе.

Другой брат преклонных лет и праведной жизни рассказывает, что при чтении на хорах заутрени последования Матери Божией он увидел, как Царица в сопровождении двух дев появилась из дверей, ведущих в дормиторий, и ободряла братьев: «Мужайтесь, мужайтесь, храбрецы!» Об этом он рассказал субприору в отсутствие приора, чтобы тот побуждал братьев еще сильнее почитать Святую Деву и ревностнее читать ее последование.

* Чтобы избежать излишнего эротизма в восприятии этого поклонения, ср. Песнь Песней 5:13-16, нередко применявшуюся в средневековых духовных метафорах.

** Суббота – день, традиционно посвященный Богородице (так же, как пятница – воспоминанию Страстей).

*** Эта история хорошо иллюстрирует одну из основных черт Ордена, заложенную в него основателем и в первый век после основания изрядно шокировавшую братьев древних орденов: необходимость учения. Учиться ради проповеди и спасения душ считалось настолько важным, что ради учения еще в первых конституциях предписывались различные диспенсации, в том числе и освобождение от литургии.

**** Этим спутником был не кто иной, как брат Бертран Гарригский. Чудо усмирения бури описывает (также со слов Бертарна) бл. Иордан в Libellus de principiis.

***** К югу от Пуатье.

****** Монастырь основан в 1219 г.

******* Возможно, речь о брате Ричарде Фишэйкре (Fishacre) из Оксфорда, плодовитом писателе и лекторе. Ум. 1248.

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий