О необычайном благородстве временных страданий

2/03/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 13.

 

Слуга: Скажи мне, сладостный мой Господи, какие страдания Ты считаешь столь сильно полезными и благими? Очень бы я хотел больше об этом услышать от Тебя, чтобы в тот час, когда Ты мне их ниспошлешь, я принял их с радостью и любовью, как принятые из Твоей отцовской руки.

Вековечная Премудрость: Таковыми Я считаю все страдания. Как выбранные добровольно, как и те, что приходят без участия воли, когда человек, превращая необходимость в добродетель, не хочет уйти от страданий против Моей воли, но в смирении и терпении подчиняет их Моей вечной хвале. Чем охотней он их принимает, тем они более благородные и милые в Моих очах. Познай еще лучше такие страдания, запиши их в глубине своего сердца и сохрани для свидетельства пред духовными очами твоей души.

В чистой душе Я пребываю как в райском саду всяческих наслаждений. Поэтому не могу позволить ей искать любовь или радость в каком-либо творении. Ее собственная природа влечет ее к пагубным удовольствиям, поэтому Я рассеваю на ее пути страдания и расставляю напасти на всех выходах, не смотря на то, причиняет ли это радость, или неприятности, так чтобы она не смогла от Меня сбежать. Покрываю страданиями все ее пути, чтобы радость ее сердца направлялась исключительно к вершинам Моей Божественной природы. Даже если бы все сердца стали одним сердцем, не смогли бы в этой жизни вынести даже наименьшую из тех наград, которые Я буду раздавать в вечности взамен за наименьшее страдание, перенесенное ради любви ко Мне. Таков Мой вековечный порядок во всей природе, от которого Я не отступаю: то, что благородно и благо, должно быть оплачено трудами; кто не хочет идти вперед, пусть хотя бы не отступает. Много призванных, но мало избранных (ср. Мф 22,14).

Слуга: Не исключено, что страдания – это огромное благо, но только тогда, когда оно не чрезмерно, тяжело и неслыханно. Господи, который создал все согласно числу и мере, и только один знаешь все что укрыто, Ты знаешь, что мои страдания превышают всяческую меру и превышают мои силы. Господи, разве во всем мире найдется кто-либо, кто бы страдал больше чем я? Как же мне вынести мои страдания? Господи, если бы ты посылал мне обычные страдания, я бы мог их вынести, но я вижу, однако способа, чтоб я смог вынести эти чрезмерные, которые тайно мучают мою душу и сердце, страдания, которые полностью знаешь только Ты.

Вековечная Премудрость: Каждый больной уверен в том, что именно ему выпало самое большое несчастье. Каждый нищий – что он наибеднейший. Если бы Я послал тебе другие страдания, ты бы жаловался точно также. Отдайся охотно Моей воле во всех страданиях, какие Я налагаю на тебя, и ни для одного не делай исключения. Разве ты не знаешь, что Я жажду для тебя только большего блага, точно так же искренне, как ты сам его жаждешь? Ведь Я Вековечная Премудрость и знаю, что для тебя лучше всего. Может быть, ты уже и сам заметил, что ниспосланные Мною страдания, если они только принимаются надлежащим образом, более ранят, являются более глубокими и помогают тебе делать большие успехи, чем все добровольные мучения. На что же ты жалуешься? Лучше скажи Мне: «Отче мой верный, всегда делай во мне то, что хочешь» (ср. Мф 26,42).

Слуга: К сожалению, Господи, легко об этом говорить, но мое нынешнее страдание причиняет столь огромную боль, что кажется мне невыносимым.

Вековечная Премудрость: Если бы страдание не причиняло боль, не называлось бы страданием. Нет ничего более скорбного, чем страдания, но также нет ничего более радостного, чем страдание, которое минуло. Ибо страдание краткое, а радость после него – долгая. Оно делает так, что тот, для кого страдание является страданием, тот перестает видеть в нем страдание*.

Если бы ты вкушал столь много духовных сладостей, радостей и Божественных утешений, что был бы постоянно орошаем небесною росою, ты бы не имел от этого слишком много пользы. Я бы не был должен тебя за них вознаграждать, и они бы не делали Меня так сильно твоим должником, как одно страдание, переносимое с любовью, или внутренняя покинутость соединенная с холодностью, принятые с любовью ко Мне. На десять людей, которые отходят от Меня в великой радости, удовольствии и сладости, есть только один, кто отходит среди постоянных мук и неудач.

Если бы ты добыл знания всех ученых астрологов, если бы ты говорил о Боге так бегло, как будто бы знал языки всех людей и ангелов и если бы ты овладел всем богатством знаний всех ученных – все это не смогло привести тебя к благой жизни путем также верным как упование на Бога и доверие Ему во всех горестях. Ибо всё то вместе взятое является как добрым, так и злым, а это присуще только Моим избранным. Если бы кто-либо хорошо видел различие между временем и вечностью, предпочел бы оставаться сто лет в огненной печи, чем на веки отказаться даже от самой маленькой награды, положенной за самое небольшое страдание, ибо оно имеет свой конец, а награда конца не имеет.

Слуга: Господи мой, сладостный и милый, для страдающего человека эти слова – как сладостный звук арфы. Господи, если бы во время страдания Ты позволил мне слушать столь милые тона, я бы страдал охотно. А мучение было бы сладостнее, чем ее отсутствие.

Вековечная Премудрость: Слушай же эти сладостные тона, которые издают натянутые струны человека, страдающего ради Бога. Слушай их полные звуки. Слушай их сладостное звучание!

Мир отворачивается от страдания с отвращением, в Моих очах же оно имеет неизмеримое достоинство. Человеческая мука успокаивает Мой гнев и призывает Мою благодать. Страдание делает человека милым в Моих очах. Ибо тот, кто страдает – подобен Мне. Страдание – это закрытое благо. Его нельзя приобрести ни за какую цену. И если бы даже кто-либо сто лет на коленях умолял Меня о благодати благого страдания, не заслужил бы его. Из человека земного оно делает человека небесного. Страдание отчуждает от этого мира, зато дарует Мою верную дружбу. Уменьшает число друзей, но увеличивает благодать. Тот, кого Я допускаю к дружбе с собою, должен сначала отречься от всего мира. Это – наивернейший путь, кратчайший и быстрейший. Тот, кто хорошо бы познал ценность страдания, принимал бы его от Бога как наипрекраснейший дар.

Ах, сколько же людей, которые были детьми вечной смерти, погруженными в глубоком сне. Только страдание их разбудило и призвало к благой жизни. Сколько же людей подобных диким зверям и птицам, замкнутым в клетке! – страдание делает из них узников, которые подобно как они, вырвались бы при первой возможности и таким образом убежали бы от своего вечного счастья. Страдание предохраняет от тяжких падений, принуждает человека познавать себя, делает его более сосредоточенным и доверительным по отношению к ближним. Страдание содержит душу в смирении. Учит терпению. А терпение стоит на страже чистоты и готовит венец вечного счастья.

Нет человека, который не был бы благодарен страданию за какое-либо благо, независимо от того, пребывает ли он еще в грехе, входит ли уже в число начинающих, стремящихся к совершенству или уже совершенных. Ибо страдание очищает железо, облагораживает золото и придает красу драгоценным камням. Смывает грех, сокращает чистилище, отдаляет искушения, стирает прегрешения, обновляет дух, рождает истинное упование, чистую совесть, огромную и постоянную отвагу. Знай, что это – спасительный напиток и благодетельное зелье, лучшее от всех райских трав. Оно наказывает обреченное на смерть тело, питает же благородную душу, которой уготована вечная жизнь. Возвращает свежесть душе, так как нежная майская роса освежает прекрасные розы. Дает духу мудрость, а человеку – опыт.

Что знает человек, который не страдал. Страдание – розга, секущая с любовью, и отцовским увещеванием, предназначенным для избранных. Страдание влечет и подталкивает человека к Богу, хочет ли он того или нет. Кто с радостью переносит страдания, тому служат радость и страдания, друзья и недруги. Сколько же раз ты обуздывал железной уздой своих скалящих зубы врагов: одолевал их милыми словами и своим терпением в страданиях.

Я бы скорее создал страдание из ничего, чем Моих друзей оставил без страдания. Ведь в нем испытываются все добродетели, оно украшает человека, назидает ближнего, приносит славу Богу. Терпение в страдании – это живая жертва, сладостное благоухание благородного бальзама пред Моим Божественным обличьем, предмет восхищения для всего воинства небесного. Ни одним ловким рыцарем так не восхищались на турнире, как страдающим человеком восхищается воинство небесное. Страдающему человеку служат виночерпиями все святые, ибо они до него испили этот напиток и согласно уверяют его, что он не содержит яда и является спасительным.

Мужественно переносить бедствия – это нечто большее, чем воскрешать умерших или совершать другие чудеса. Это узкая тропа ведущая прямиком к небесным вратам. Страдание делает человека товарищем мучеников, ведет к славе и к победе над всеми врагами. Облачает душу в алую и пурпурную ризу, ее венец – красные розы, а скипетр – зеленые пальмы (ср. Откр 7,9). Является рубином, пылающим в пряжке плаще девы. Душа та, охваченная порывом свободы, поет целую вечность сладостным голосом новую песнь. Не может спеть ее весь хор ангелов, поскольку они никогда не страдали. Одним словом: страждущих мир называет несчастными, Я же называю их блаженными, ибо они – Мои избранные.

Слуга: Теперь я ясно вижу, что Ты – Вековечная Премудрость, ибо можешь так ясно показать правду так, что уже никто не захочет и не сможет в ней сомневаться. Ничего удивительного, что человек может перенести свои страдания, когда Ты делаешь их для него столь милыми. Господи, Твои сладостные слова соделали, что не только более терпимыми, но и более милыми будут для меня всяческие несчастья. Потому я падаю ныне на колени пред Тобою, мой Господи и верный мой Отче, и от всего сердца прославляю Тебя за нынешнее страдание, как и за прошедшие тяжкие страдания; а их бремя казалось мне огромным, потому что я видел в них своих врагов.

Вековечная Премудрость: А что ты о них думаешь сейчас?

Слуга: Господи, восторг моего сердца, когда я так всматриваюсь в Тебя с любовью, кажется мне теперь, что тяжкие и горестные страдания, которыми Ты меня испытал как отец и которые страшили Твоих благочестивых друзей, беспокоящихся обо мне – все они были для меня сладостной майской росой.

***

 

Когда этот же брат проповедник начал писать о страданиях, увидел, описанным вначале этой книги образом, сидящих перед ним двух женщин погруженных в страдании и скорби. Одна из них попросила, чтобы он сыграл для нее на псалтири. Ему это не понравилось, ибо он посчитал, что такая игра не приличествует монаху. На это он услышал ответ, что речь идет о песни, предназначенной для благочестивой души. И вот, в тот сам миг он увидел юношу, настраивающего псалтирь. Закончив настраивать, юноша натянул над струнами две нити на крест и вручил инструмент брату. А брат так начал говорить о страдании.

* Это предложение немного загадочно. Сузо хочет сказать, что для того, кто учится страдать как Христос, страдание становится иногда менее болезненным.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий