Воля, разум и память

2/01/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LI.

Тогда божественная благость, взглянув оком милосердия на жажду и голод этой души, сказала:

Возлюбленная дочерь моя, Я не пренебрегаю жаждой, Я утоляю святую жажду и поэтому хочу объяснить и показать то, о чем ты Меня просишь.

Ты просишь Меня, чтоб Я объяснил тебе образ трех ступеней и чтобы сказал тебе, что нужно делать, чтобы выйти из реки и войти на мост. Я уже показал тебе ошибку и ослепление людей, которые уже в этой жизни предвкушают ад и стали мучениками дьявола, чтобы придти к вечному осуждению. Я сказал тебе, какой плод они получают за свои злые деяния. И в этом разговоре показал тебе, чего следует держаться, чтобы избежать такой доли, однако теперь изложу все это подробнее, чтобы утолить твою жажду.

Ты знаешь, что каждое зло имеет свой источник в себялюбии, и это себялюбие является тучей, которая закрывает свет разума и гасит в нем свет веры. Теряя одно, теряется и другое.

Я сотворил душу по своему образу и подобию, наделяя ее памятью, разумом и волей. Разум – самая благородная часть души; он побуждаем чувствами, а они питаются разумом, и рука любви, а значит чувства, наполняет память воспоминанием обо Мне и моих благодеяниях. Воспоминание это делает разум ревностным и бережет его от поверхностности, делает его признательным и хранит от неблагодарности. Так одна сила помогает другой, чтобы питать душу в благодатной жизни.

Душа не может жить без любви, всегда хочет что-либо любить, ибо она создана в любви и любовью Я ее сотворил. Поэтому Я сказал, что чувства побуждают разум. Она хочет любить, можно сказать, ибо пищей, которой она питается, является любовь. Тогда разум пробужденный чувствами восстает: Если хочешь любить, можно сказать, дам тебе добро, чтоб мог любить. И тот час же начинает размышлять о достоинстве души и низости, к которой она пришла по своей вине. В достоинстве своего существования вкушает мою неизъяснимую благость и несотворенную любовь, с которой Я ее сотворил; а вид собственной нищеты наполняет ее мыслью, о моем милосердии. Ибо мое милосердие дало ей время и вызволило ее из темноты.

Так вот чувство питается любовью. Раскрывает уста святой жажды и поглощает святую ненависть и отвращение к собственной чувственности, с истинным смирением и с совершенным терпением, которые являются плодами этой святой ненависти. Зачатые добродетели рождаются в деяниях совершенных или не совершенных, в зависимости от того, более или менее душа эта упражнялась в совершенстве, как тебе это позднее расскажу.

И наоборот, если чувственные ощущения направятся к тому, чтоб любить чувственное, око разума обращается к нему и выбирает своим предметом исключительно вещи преходящие с себялюбием, отвращением к добродетели и наслаждение грехом. Оттуда душа черпает гордыню и нетерпение. Память наполняется только тем, что ее подают чувства.

Так эта чувственная любовь мутит око, которое различает и видит только обманчивый блеск. Свет, в котором с этих пор разум видит каждый предмет, это – тот ложный блеск благ и удовольствий, к которым привязывается любовь. Лишенные этого вида, вещи не имели бы влияния на человека, который по природе может жаждать только блага. Так грех окрашивается видом личного блага и таким образом привлекает душу. Поскольку око в слепоте своей не различает и не познает истину, поэтому блуждает, ища благо и удовольствие там, где их нет.

Я уже сказал тебе, что удовольствия мира вне Меня отравлены терниями. Поэтому одновременно разум ошибается в своем видении, воля заблуждается в своей любви, любя то, что не должна и память ошибается во впечатлениях, которые сохраняет. Разум поступает как вор, который крадет чужое. Точно так и память сохраняет постоянное воспоминание о вещах, которые находятся вне Меня, и таким образом душа лишается благодатной жизни.

Таково единство этих трех сил души, что Я не могу быть оскорбленным одною, чтоб не оскорбили Меня все, ибо одна дает другой, как Я тебе сказал, добро и зло, в зависимости от того, что нравится свободной воле. Свободная же воля связана с чувством и побуждает его, как ей нравится, либо в свете разума, либо без разума. Вы имеете в себе разум, связанный со Мною, пока свободная воля не отделит его неупорядоченной любовью, и вы имеете также порочный закон, который всегда враждует с духом (ср. Рим 7,23).

Таким образом, вы имеете в себе две стороны, чувственность и разум. Чувственность является слугою и дана вам для того, чтобы служила душе, то есть, чтобы вы могли благодаря инструменту тела испытывать и развивать добродетели. Душа свободна; была освобождена от прегрешения кровью Сына моего. Она не может быть порабощена, разве что согласится на это воля, которая связана со свободным выбором. Выбор этот является одним с волей, соглашаясь с нею. Он находится посредине между чувственностью и разумом, и что только захочет, может возжелать.

Если душа хочет в свободном выборе собрать все силы, чтоб соединить их в мое имя, как Я тебе сказал, тогда все действия, которые выполняет творение, духовные и временные, упорядочены. Свободная воля освобождается от чувственности и связывается с разумом. Тогда Я, своею благодатью, покоюсь среди них. Именно это изрекла моя Истина, Слово воплощенное, говоря: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18,20); и это правда. Я уже сказал тебе, что никто не может придти ко Мне, только через Него; и поэтому из Него Я создал мост с тремя ступенями; а три ступени представляют три состояния души, как Я это тебе ниже изложу.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий