Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть IV. Развитие Ордена, Глава VI.
В Лангрском монастыре* был брат, сохранивший себя в крещальной невинности, и по причине чистоты сердечной, остававшейся с ним и в миру, и в монастыре, он приступал к исповеди не дважды или трижды в неделю, как прочие братья, а всего только раз в две недели, а то и в месяц. Однажды ночью ему привиделось, что он приведен на суд Божий; на вершине горы на троне восседал Христос, а рядом с Ним – Пресвятая Дева. А внизу, в долине, располагался весь мир; и люди поодиночке восходили на гору и представали перед Судией, по чьему слову одних уводили на муки адские, других – к радости вечной, а третьих – в чистилище. Когда же сам брат предстал перед судом, он был осужден на чистилище. Святая Дева заступилась за него, говоря: «Сын мой и Господь, почему ты посылаешь его туда? Он молод и хрупок и не вынесет мук чистилища; кроме того, он чист по плоти и состоит в Ордене, который столько раз хорошо послужил Тебе и мне». «Я посылаю его туда, - отвечал Господь, - потому что он редко исповедовал свои грехи: однако по твоей просьбе Я дам ему еще время». Придя в себя, брат исправил свою ошибку и многим рассказал о видении.
Когда другой наш брат стоял в молитве перед алтарем в Болонье, дьявол внезапно схватил его и яростно поволок по полу, дотащив до самой середины храма. Услышав крик несчастного, прочие братья, молившиеся в тот час в церкви (а было их более тридцати) бросились ему на помощь; увидев, как нечто волочит его от алтаря, они попытались его удержать – но тщетно. Напуганные подобным зрелищем, товарищи покропили его святой водой – но и это не помогло, а немолодого брата, пытавшегося держать его во время кропления, протащило по полу вместе с ним. Наконец общими силами и с трудом мучимого брата подвели к алтарю св. Николая, и по прибытии магистра Реджинальда он исповедал смертный грех, который утаил на последней исповеди, после чего был немедленно освобожден. Достойно восхищения, однако же, соблюдение братьями правила молчания, всегда особенно строгого после комплетория: ведь во время всей этой ужасной суеты ни один не проронил ни слова.
Некий брат Римской провинции, в миру любивший петь и слушать непристойные песенки, никогда не упоминал об этом на исповеди. Когда же он слег от болезни, в ушах его стали непрерывно звучать эти самые напевы, однако былое удовольствие от них сменилось тревогой и смятением духа. Не выдержав, однажды он поднялся с постели, хотя и был еще очень слаб, и отправился к приору, который лежал там же в лазарете, и рассказал ему все, исповедовав свой старый грех. После отпущения назойливые песенки оставили его и никогда более не возвращались.
Еще один брат, принадлежавший к провинции Ломбардия, человек замечательного благочестия, занимавший важный пост среди братьев, рассказывает нам, как, будучи в новициате в Болонье во времена святого Доминика, он уснул однажды ночью у подножия алтаря и услышал голос, приказавший ему пойти и обновить свою тонзуру. Проснувшись в тот же миг, он понял, что это означает указание вновь приступить к исповеди, с большей точностью поведав о грехах. Он исповедался у ног святого Доминика с великим сокрушением и более подробно, чем прежде – и следующей ночью увидел ангела, сходящего с небес с золотым венцом в руках, каковой венец тот возложил ему на голову**.
В Нарбоннском монастыре*** был больной брат, который хотел исповедаться, но приор велел ему подождать до окончания вечерни и торжественной процессии, потому что был праздник Успения Пресвятой Девы. Однако брат упорно молил: «Нет, отче, я не могу ждать, выслушайте мою исповедь сейчас же, потому что по благодати Божией и по Его приказу я должен присоединиться в нынешней процессии к Его святой Матери и всем ангелам». Он исповедался в тот же час и впрямь очень скоро почил во Господе.
Новиций из Лозанны****, совершив исповедь, которая казалась ему достаточной и полной, перед самым причастием увидел дьявола в обличии человеческом, который стал насмехаться: «Думаешь, ты хорошо исповедался? А у меня вот на этом листке записано еще немало всякого, что делает тебя моим!» Брат захотел увидеть листок, но дьявол не желал его показать и побежал к дверям. Однако у выхода он налетел на чашу со святой водой и, выронив бумагу, исчез. Новиций взглянул на листок и в самом деле прочел там грехи, которые забыл упомянуть. Тем же утром он, сокрушаясь, исповедовал их; так уловка, которой враг хотел удручить его, обернулась милостью Божьей на пользу душе. Исповедник того юноши, святой и достойный брат, и донес происшедшее до Магистра Ордена.
Два брата из Толедского монастыря были посланы в проповедническую миссию. С Божьей помощью посредством их слов многие грешники по благодати обеспокоились своим ужасным положением и смиренно приходили на исповедь, освобождаясь от сетей дьявола. В их числе был и священник, которого коснулось Божие милосердие, и он пригласил братьев отужинать с ним, чтобы за столом попросить у них духовных советов спасения ради. Но из-за длинных очередей к исповеди и из-за собственного служения, занимавшего много времени, ему самому пришлось три дня ожидать возможности исповедаться. Накануне ночью во сне ему явился враг рода человеческого и стал его пугать: «Что же, предатель, теперь ты хочешь избежать моей руки, хочешь пойти на исповедь? Тебе это не удастся, ты не уйдешь, потому что я задушу тебя». И, схватив священника за горло, дьявол начал душить его, приговаривая: «Предатель, ты умрешь без покаяния!» Священник мучился и метался почти до утра и кричал так громко, что служанка, спавшая в соседней комнате, проснулась и прибежала его проведать. В ужасе он рассказал ей, что случилось, и служанка ответила: «Тогда, брат мой, не откладывайте исповеди ни в коем случае!» Поутру священник явился к одному из братьев, поведал ему обо всем, что произошло ночью, и, исповедавшись за всю жизнь, исполнил покаяние. Епитимья же ему состояла в том, чтобы оплатить содержание солдата в крестовом походе против мусульман*****.
* Основан в 1230 г.
** Братья Вентура и Стефан Испанский оба были новициями в Болонье во времена св. Доминика; оба потом занимали пост провинциала Ломбардии. История может относиться к одному из них.
*** Основан в 1220 г.
**** Основан в 1230 г.
***** Обычная средневековая практика – кающийся оплачивал (чаще всего на год) содержание и вооружение воина в Крестовом Походе: согласно своему статусу - сержанта, оруженосца, рыцаря или даже целый отряд. Эта епитимья родилась как компромиссное решение для тех, кто не мог самостоятельно отправиться За Море по той или иной причине: финансируемый воин совершал поход как бы «за кающегося».
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
Отправить комментарий