Три ступени

2/15/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LIV.

Теперь возвращаюсь к трем ступеням, по которым вы должны пройти, если желаете выйти из реки, не утонуть и придти к воде живой, к которой вы приглашены, и если вы хотите, чтобы Я был среди вас; ибо во время вашего путешествия Я нахожусь среди вас, то есть: посредством благодати в ваших душах.

Желая отправиться в путь, вы должны, прежде всего, жаждать. Ибо приглашены только те, кто жаждет, согласно со словами: Кто жаждет, пусть придет ко Мне и пьет. Кто не жаждет, не выдержит в пути; устанет от трудов, или задержится ради удовольствия. Не хочется ему нести сосуд, которым он мог бы зачерпнуть, и не беспокоится о спутниках, которые ему необходимы. Но все равно он не может оставаться сам: гонения пугают его, а когда настигают его, он отворачивается. Он боится, поскольку одинок. Если бы он был в компании, не боялся бы. Если бы он вошел на три ступени, был бы в безопасности, ибо не был бы один.

Поэтому вы должны жаждать и одновременно объединяться, по двое, по трое, или большим числом, как было сказано. Почему по двое или по трое? Потому что нет двоих без троих, и троих без двоих. Когда кто-либо один, Я не могу быть среди него, ибо у него нет друзей, чтобы Я мог быть посредине. Он – ничто, ибо тот, кто пребывает в себялюбии, остается один. Почему он один? Потому что он отделен от моей благодати и от любви ближнего. Будучи отделенным от Меня благодаря своим прегрешениям, он обращается в ничто, ибо только Я – Тот, кто есть (Сущий). Поэтому тот, кто одинок, то есть тот, кто пребывает в себялюбии, не учтен моею Истиною, отвергнут Мною.

Вот почему Он сказал: Где двое или трое собрались во имя мое, там и Я посреди них (Мф 18,20). Ибо двоих не было бы без троих, как и троих без двоих, и так есть. Знаешь ведь, что заповеди Закона сводятся только к двум и, не соблюдая эти два, не соблюдаешь ни одного. Нужно любить Меня превыше всего и ближнего, как самого себя. Это – начало, середина и конец заповедей Закона.

Этих двоих не удастся соединить в мое имя без соединения трех сил души: памяти, разума и воли. Память должна сохранять в себе мои благодеяния и воспоминание о моей благости; разум должен размышлять над несказанной любовью, которую Я явил вам при посредничестве Единородного Сына моего, ибо Я дал его вам как предмет ока вашего разума, чтобы в нем видело огонь моей любви. Воля должна соединиться с памятью и разумом, чтобы любить и жаждать Меня – вашу цель.

Когда эти три добродетели и силы души соединены, Я нахожусь среди них. И поскольку тогда человек исполнен любви ко Мне и ближнему, благодаря тому же он находится в обществе многочисленных и настоящих добродетелей.

В этом состоянии душа возбуждается к жажде. Жажда добродетели, жажда моей славы; жажда спасения душ; все другие желания гаснут в ней и замирают. Душа шагает безопасно, без рабского страха, вступив на первую ступень чувства. Чувство, лишенное себялюбия, возносится превыше себя и превыше преходящих вещей, любя и сохраняя их, если Я хочу их сохранить, ради Меня, а не вне Меня, то есть с по-настоящему святым страхом и любовью добродетели.

Так вступает душа на вторую ступень, где в свете разума видит сердечную любовь, которую Я явил вам во Христе распятом. Там она обретает умиротворения и отдохновения, ибо память уже не пуста, наполнившись моею любовью. Знаешь, что пустой сосуд звенит, когда его ударить, но когда он полон, так не происходит. Когда память наполнена светом разума, а чувства полны любви, то хоть коснутся или ударят душу невзгоды или удовольствия мира, она не будет звучать неупорядоченной веселостью или нетерпением, ибо исполнена Мною – всяческим благом.

Так вступает душа на третью ступень и соединение совершено. Разум, имея эти три ступени, силы духа, как Я тебе сказал, собрал их во имя мое. Соединив две, то есть любовь Бога и любовь ближнего, потом три – память для хранения, разум для видения и воле для любви, душа оказывается в моем обществе, а Я являюсь ее силой и ее безопасностью, и в обществе добродетелей, и чувствует себя спокойно и уверенно, ибо Я нахожусь посреди этого общества.

Тогда она выходит в путь, побуждаемая жаждой, уверенная, что следует путем Истины, которая ведет ее к источнику воды живой. Жаждущая моей славы и спасения своего и ближнего, она жаждет идти этим путем, без которого не могла бы дойти. Поэтому идет, неся сосуд сердца, опустошенный от всяческого предпочтения и неупорядоченной любви мира. Но тот час же пустой сосуд наполняется, ибо ничто не может оставаться пустым; если его опустошить от материального содержимого, он наполняется воздухом. Сердце – малый сосуд, который не может оставаться пустым. Как только оно очистится от вещей преходящих, тот час же наполняется воздухом, то есть небесной и сладостной божественной любовью, которая ведет к воде благодати. Придя к ней, душа проходит через врата Христа распятого и вкушает воду живую, напиваясь Мною – морем умиротворения.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий