Образ Святого Доминика из Сориано

8/24/2015, No Comment

Среди множества изображений Святого Доминика одним из наиболее известных является образ, находящийся в небольшом итальянском городке Сориано (Soriano) в Калабрии, на юге Италии, куда на протяжении столетий стекаются паломники, прося заступничества у отца-основателя Ордена Проповедников. Этот образ овеян легендами и тайнами, в которых удивительное и непостижимое переплетается с реальными историческими событиями. Впрочем, и сам образ прочно вошёл в историю нашего Ордена – и как место многочисленных паломничеств, и как изображение, ставшее едва ли не самым распространённым сюжетом в доминиканском искусстве.

Образ Святого Доминика в Сориано

Само основание монастыря братьев-проповедников в Сориано отмечено вмешательством свыше. По преданию, в 1510 году сам Святой Доминик выбрал это место, явившись в ночном видении доминиканцу Винченцо да Катанзаро (Vincenzo da Catanzaro) и повелев ему отправиться в Сориано и основать там монастырь. Винченцо, решив, что это был всего лишь сон, не стал выполнять повеление. Тогда Святой Доминик вновь явился ему и повторил свою просьбу. Брат Винченцо уже собрался в путь, но, в последний момент, испугавшись трудностей, решил отказаться от этой идеи. Лишь после того, как Святой Доминик в третий раз явился ему, напомнив об обете послушания, Винченцо отправился в Сориано, где, несмотря на трудности, начал строительство доминиканского монастыря.

Жизнь в монастыре в Сориано протекала самым обычным образом и ничем не отличалась от жизни в других небольших монастырях, пока через двадцать лет после его основания не произошло удивительное событие, о котором пойдёт речь далее. Об этом событии рассказывается в двух книгах, одна из которых написана приором Сильвестром Франджипане (Silvestro Frangipane) в 1621 году, а вторая, описывающая хронику монастыря Святого Доминика в Сориано, – также доминиканцем, отцом Антонино Лембо (Antonino Lembo) в 1665 году.

Итак, согласно названным выше источникам, в 1530 году, в ночь с 14 на 15 сентября ризничий брат Лоренцо да Гроттерия (Lorenzo da Grotteria) удостоился необычайного видения. За три часа до рассвета он отправился в монастырский храм Святого Доминика, чтобы зажечь свечи на алтаре и подготовить всё для молитвы. Неожиданно при свете свечей он увидел трёх дам неземной красоты в торжественных одеяниях. Удивлённый брат Лоренцо решил, что он забыл закрыть двери храма, но дверь оказалась запертой. Наконец, самая прекрасная из дам обратилась к нему с вопросом: «Кому посвящён этот храм?» «Святому Доминику», – ответил брат Лоренцо. «Есть ли у вас образ Святого Доминика?» – спросила дама. Брат Лоренцо честно признался, что у братьев, в связи с большой бедностью, нет образа Доминика кроме плохо сохранившейся фрески на стене, под которой находится алтарь. Тогда прекрасная дама вложила в его руки рулон холста, и велела ему принести этот холст настоятелю монастыря, чтобы тот поместил его над главным алтарём.

Чудесное дарование образа Святого Доминика
в интерпретации художника Антонио де Переды

Настоятель, отец Доменико Галиано (Domenico Galiano), который носил титул викария, так как монастырь еще не был возведён в Приорат, весьма удивился при виде картины, оказавшейся портретом Святого Доминика, и поспешил в храм, чтобы поблагодарить дарителей, но все три таинственные дамы исчезли, хотя внешние двери храма по-прежнему оставались заперты. В следующую ночь Святая Екатерина Александрийская явилась самому отцу Доменико Галиано и рассказала о том, что дарованный братьям образ Святого Доминика является нерукотворным и был принесён Матерью Божией, Которую она сопровождала вместе со Святой Марией Магдалиной.

Обращает внимание то, что в описанном выше событии, помимо Пресвятой Девы Марии, упоминаются Святая Мария Магдалина и Святая Екатерина Александрийская, которые издавна почитаются покровительницами Ордена Проповедников: Мария Магдалина – как первая провозвестница Воскресения Христова, а Екатерина Александрийская – как покровительница философов, благодаря мудрости и рассудительности, с которыми она выступала в защиту веры. Интересно, что, согласно традиции Ордена Доминиканцев, Святая Екатерина Александрийская и прежде сопровождала Пресвятую Деву Марию в двух чудесных видениях, относящихся к ранней истории Ордена: в видении Святому Доминику она вместе со Святой Цецилией шла рядом с Девой Марией, окроплявшей спавших братьев; другое видение относится к жизнеописанию Блаженного Реджинальда, где Святая Екатерина Александрийская была одной из дев, сопровождавших Пресвятую Богородицу, когда Она даровала ему доминиканское одеяние.

Но вернёмся к образу Святого Доминика. Следуя повелению Пресвятой Девы Марии, образ был размещён над главным алтарём храма. Но так как стена за образом была очень влажной, братья, опасаясь повреждения картины, перенесли её в 1540 году к другому алтарю, находящемуся около двери. Тем не менее, на следующее утро образ снова оказался над главным алтарём. Настоятель, полагая, что образ втайне от всех перенёс ризничий, сурово отчитал его и вернул картину на место. Но и на следующий день она оказалась над главным алтарём. Ризничий вновь был обвинён в непослушании, несмотря на его уверения в том, что он даже не прикасался к образу. Настоятель опять перевесил картину, собственноручно закрыл храм и оставил ключи от него у себя. Однако и на третье утро образ был обнаружен над главным алтарём. Осознав, что возвращение образа не было делом человеческих рук, братья решили оставить его на том месте, которое избрала сама Богоматерь. Удивительно, но, несмотря на высокую влажность стены у алтаря, картина впоследствии не получила никаких повреждений.

Образ Святого Доминика очаровывает своей одухотворённой простотой. Сдержанный, почти монохромный охристо-серый колорит картины ещё более подчёркивает эту благородную простоту. Доминик изображён в полный рост. В правой руке он держит книгу, а в левой – лилию, символ чистоты. Взгляд Святого и его кроткая улыбка полны спокойствия и мира; черты лица утончённые, словно преисполненные внутреннего света. Доминик стоит около стены; под его ногами – треугольное основание, в форме которого исследователи этого изображения усматривают символ Святой Троицы.

Святой Доминик из Сориано

Некоторые из искусствоведов приписывают создание образа Святого Доминика в Сориано различным художникам, относящимся к неаполитанской школе искусства XV - начала XVI веков, среди которых упоминают Марко Кардиско и Паоло ди Чиачио, ученика знаменитого Антонелло да Мессина. Однако важно отметить, что стиль образа весьма отличается как от творчества этих живописцев, так и от традиций, существовавших в искусстве того времени.

Впрочем, каким бы не было происхождение этого образа – чудесным или рукотворным – важно то, что он побудил многих паломников, посредством заступничества Святого Доминика, обращаться с доверием и молитвой к Богу. А, как известно, по искренней молитве Господь творит подлинные чудеса, исцеляя не только тела, но и души. При этом духовное исцеление, хотя оно чаще всего остаётся сокровенным и внешне неприметным, ещё более чудесно и прекрасно, чем исцеление телесное.

Весть об удивительном образе, находящемся в маленьком городке, распространились далеко за пределы Калабрии. Бесчисленные толпы паломников из Европы и Нового Света, люди всех слоев общества, приходили в Сориано, чтобы поклониться Богу перед образом отца-основателя Ордена Проповедников. Можно сказать, что сам образ стал своего рода «проповедью»: свидетельством тому, как доверие Богу можно выразить через почитание святых изображений, и как Господь отвечает на такое доверие Своей любовью и чудесной помощью. Такое свидетельство было весьма актуальным и действенным ответом на протестантское иконоборчество, охватившее в то время многие страны Европы. Многочисленные чудеса, происходившие перед образом Святого Доминика в Сориано, в 1609 году тщательно подверглись каноническому процессу. За семьдесят восемь лет были признаны подлинными около тысячи шестисот чудес, после чего Папа Урбан VIII разрешил литургическое празднование в честь чудесного явления в Сориано. Святой Доминик был провозглашён покровителем Калабрии.

Папы и короли даровали монастырю в Сориано щедрые пожертвования.

Папа Святой Пий V перед образом Святого Доминика в Сориано

Уже в 1590 году началось строительство большого храма и нового здания монастыря для значительно увеличившейся общины братьев-проповедников. В то же время в честь Святого Доминика из Сориано были построены храмы во многих других городах Южной Италии. Так как Калабрия в те времена находилась под испанской короной, почитание образа Святого Доминика довольно быстро распространилось в Испании и по всей Европе. Первый из многих алтарей в честь Святого Доминика из Сориано в Испании был сооружён в старинном монастырском храме Святого Фомы в Мадриде, став центром почитания этого образа в испанской столице. Благодаря доминиканским миссионерам, такое почитание получило распространение также в странах Нового Света. Интересно, что первый основанный европейцами город в Уругвае назывался Санто-Доминго-де-Сориано. Миссионеры принесли этот культ даже на Филиппины и в Китай. Почитанию способствовало издание многочисленных брошюр о чудесном явлении образа и милостях, полученных по его посредничеству. Таким образом, уже очень скоро образ Святого Доминика из Сориано стал известен во всем католическом мире.

Старинная гравюра

С образа было создано огромное количество копий, многие из которых и сейчас украшают храмы Европы и всего света. Впрочем, как верно замечено, как бы ни старался художник-копиист, ни одна из копий не способна в точности передать всю гамму чувств удивительного выражения лица Доминика на оригинале образа – словно сам Святой не позволяет сделать это. Тем не менее, и перед копиями образа из Сориано совершилось и было засвидетельствовано немало чудес.

Помимо копий самого образа, существует немало произведений искусства, иллюстрирующих событие его чудесного обретения. К этой теме обращались многие признанные мастера живописи и графики, и можно сказать, что она стала одной из самых популярных «доминиканских» тем в искусстве наряду с сюжетом дарования Розария Святому Доминику Пресвятой Девой Марией.

Рассмотрим лишь несколько наиболее известных картин, посвящённых чудесному событию.

Великий испанский живописец Хуан Батиста Майно (Juan Bautista Maíno) несколько раз обращался к сюжету дарования образа Святого Доминика в Сориано. Одна из его картин на эту тему, написанная в 1629 году, находится в музее Прадо в Мадриде; другая, относящаяся к 1630 году, украшает собрание Эрмитажа в Петербурге. Обе картины весьма схожи по композиции и колориту. Справа изображены Пресвятая Дева Мария и Святая Мария Магдалина, которую легко узнать по её иконографическому атрибуту – сосуду с мирром, коим она умастила ноги Иисуса. Дева Мария жестом указывает на холст с изображением Доминика, развёрнутый Святой Екатериной Александрийской. Слева – доминиканец в благоговении склонился на колени, одной рукой поддерживая чудесно дарованный образ.

Хуан Батиста Майно. Картина, находящаяся в Эрмитаже

Картина другого известного испанского художника, Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbarán), написанная в 1626-27 годах и находящаяся в храме Святой Марии Магдалины в Севилье, отмечена мастерски исполненной игрой светотеней и контрастов. Персонажи картины освещены ярким светом, оделяющим их от глубокого тёмного фона, что ещё более усиливает сдержанная серебристо-розоватая гамма.

Франсиско де Сурбаран

Совсем иначе решено произведение итальянского живописца Карло Бонони (Carlo Bononi), относящееся к 1622 году и украшающее храм Святого Доминика в Ферраре. Пресвятая Дева Мария, а также Святые Екатерина и Мария Магдалина изображены парящими в воздухе в ореоле золотистого света. Освещённый ярким светом Святой Доминик кажется не просто изображением, а живым человеком, словно сходящим с холста.

Карло Бонони

Ещё более экспрессивно отображает сюжет Педро Атанасио Боканегра (Pedro Atanasio Bocanegra). Его картина, созданная в 1660 году и находящаяся в Эрмитаже, являет собой яркий пример живописи барокко, в которой всё – от поз и жестов персонажей до кажущегося мерцающим света – отмечено внутренней динамикой, являющейся характерной чертой этого стиля.

Педро Атанасио Боканегра

Но как складывалась дальнейшая судьба монастыря и образа в Сориано?

Долгое время монастырь был центром интенсивной духовной и культурной жизни юга Италии. Однако 5 ноября 1659 сильное землетрясение, полностью разрушило храм и здание монастыря. При этом чудесное изображение Святого Доминика осталось неповреждённым.

Вскоре после этого страшного события король Филипп IV пожелал построить на руинах старого святилища новый монастырский комплекс. Его спроектировал архитектор Бонавентура Прести (Bonaventura Presti), подражая Эскориалу в Мадриде. Величественный монастырский комплекс был возведён всего за несколько лет и, по мнению современников, стал поистине одним из чудес Южной Калабрии.

Монастырский комплекс в Сориано, созданный архитектором Бонавентурой Прести

Грандиозный комплекс зданий монастыря, в плане напоминавший крест, занимал площадь более 20000 квадратных метров. Вместительный храм в стиле барокко венчал купол, высота которого достигала более ста метров. Внутри стены храма были украшены богатой лепниной и покрыты ценными породами мрамора. Изображения святых и прекрасные статуи ещё более подчёркивали атмосферу красоты и великолепия. Монастырь славился не только своей архитектурой, но и обладал богатой библиотекой и типографией, став в то время одним из самых знаменитых доминиканских монастырей в Европе.

Процветанию монастыря в Сориано пришёл конец 7 февраля 1783, когда ещё большее, чем прежде, землетрясение, равное по мощности одиннадцати баллам по шкале Рихтера, уничтожило весь комплекс. Впрочем, и в этот раз образ Святого Доминика не пострадал.

К сожалению, Орден Доминиканцев переживал тогда не лучшие времена, поэтому восстанавливать монастырь в его былом величии не стали. И по сей день можно видеть его мрачные руины.

Руины разрушенного землетрясением храма

Лишь в 1839 году в Сориано было построено новое святилище Святого Доминика.

Современный вид святилища в Сориано

Но в 1866 году доминиканцы были изгнаны из Сориано. Обратно они вернулись только в 1942 году.

Образ Святого Доминика, окружённый позолоченными бронзовыми рельефами работы Алессандро Монтелеоне (Alessandro Monteleone), и сегодня привлекает в Сориано множество паломников, обретающих там духовное утешение и помощь. Как сказал один из них: «Тело Святого Доминика покоится в Болонье, но его дух находится в Сориано».

Юлия Карлова OPs

No Comment

Отправить комментарий