Духовное введение внешнего человека в его недра

8/21/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 49.

Смотри внутрь себя и чрезмерно не расточай себя внешне, в словах или в поступках.

Поступай с простотою и согласно с истиной; чтобы с тобою не случилось, не пытайся собственными силами выпутаться из затруднений, ибо кто слишком часто ищет помощь у себя самого, тому не поможет Истина.

Когда окажешься среди людей, не обращай внимания на то, что видишь или слышишь; держись только того, что было явлено тебе внутри.

В поступках внимательно старайся предоставлять первенство разуму; ибо всяческое зло появляется там, где слишком быстро берут слово чувства.

Не ищи радость, которая отвечает чувствам, ищи ее в истине.

Бог не хочет лишить нас радости, Он хочет разбудить в нас жажду полной радости.

В глубочайшем унижении заключается величайшее возвышение.

Кто жаждет пребывать глубоко внутри, должен избавиться от всяческого величия и отречься от всего, что не является Единым(1).

Там где действует природа согласно своему собственному бытию, там – скорбь, страдание и затемнение разума.

Когда чувствуешь себя и Единым и Всем, которым должен быть(2), какая же большая может быть радость?!

Пусть человек пребывает свободным от образов и привязанностей, ибо в этом – наибольшая радость.

Каково упражнение человека наиболее оторванного? Это избавление от самого себя(3).

Когда мы любим какой-либо образ или особу, тогда одна несущественность (accidentia) любит другую, а так не должно быть; поэтому я так долго и терпеливо буду ждать, пока это не исчезнет. Глубоко внутри находится нечто простое(4); там мы не любим присутствие образа, а то в чем человек – он сам и все вещи – являются Единым. Это Бог!

Если бы кто-либо отказался от потакания чувственной похоти, это бы означало уничтожение самого себя; если он этого не сделает, останется игрушкой чувств.

Владей собой в радости и страдании, ибо человек, владеющий собою, достигает большего в течение одного года, чем тот не владеющий – в течение трех.

Если хочешь быть полезным для всех творений, отвернись от всех них.

Бывает, что человек не понимает вещей; пусть тогда пребывает во внутреннем спокойствии, и вещи его поймут.

Внимательно старайся, чтоб наружу не выходило ничего, что не было бы равным образцу(5).

Пусть человек приглядывает за той склонностью, которая может воспользоваться всем чем угодно, чтоб отвратить его от простой Истины.

Если не хочешь стать на сторону простого, твоей участью будет множество.

Живи так, как будто на всей земле не существует никакого творения кроме тебя(6). Говори(7): «Чем ты являешься для меня, тем я не могу быть для тебя». Природа любит природу и думает о себе.

Природа некоторых людей остается слишком необузданной, а внешний человек – слишком внешним.

Умение отрекаться от вещей дает человеку большую силу, чем владение ними.

Один беспорядок несет за собой следующие.

Смотри, чтобы натура не была перегружена, а внешний человек был в согласии с внутренним.

Вглядывайся во внутреннего человека; на этом основывается внутренняя и внешняя жизнь.

Самые большие отречения требуют неустанного удерживания натуры в узде.

Пусть человек всегда следит за собою, в противном случае натура пойдет своею дорогою.

Жалуешься, что ты все еще чрезмерно активный, несдержанный и нетерпеливый? – Не разочаровывайся, поскольку, чем дальше вперед, тем лучше.

Корнем всяческого беззакония и врагом всяческой правды является любовь к временным вещам.

Смерть чувств – это рождение истины.

Когда силы освобождаются от временного, а элементы очищаются, тогда силы направляютс к вечному замыслу и к нему неправляется их деяние. Все они имеют только один смысл и одно действие, а именно: удовлетворять Вековечную истину.

Радостью наполняется только то, что согласно с наибольшей глубиной Божественной природы.

Существуют такие, кто испытал внутреннее движение, но не последовал за ним; их внешняя жизнь далека от их нутра. Именно в этом заключается поражение многих.

Природа имеет ныне много возможностей: чем дальше она пошла наружу, тем дальше находится; чем более направлена внутрь, тем ближе(8).

Чем большее кто-либо добыл внутреннее богатство, тем лучше он исполняет чувственные поступки.

Кто уже чистую природу подчиняет истине, тот делает ее более способной к исполнению внешних деяний; в противном случае природа теряется во времени и не может руководить ничем.

Чистота, знание и добродетель составляют богатство натуры. Люди, у которых их нет, зачастую унижены в очах творений, но когда они это правильно переносят, делают успехи во внутренней жизни.

Что склоняет человека к поискам плохого? – Жажда счастья. Но его можно найти не в плохих поступках, а только в отречении.

Некоторые не всегда внимательно следят за собой, так чтобы уберечь себя от зла в самых мельчайших делах – вот причина, по которой они часто попадают в грешное уныние.

Быть побежденным(9), в очах друзей Бога значит победить.

Пребывай в себе; стремление заниматься другими вещами облачается в наряд необходимости, но это только видимость.

Плохо начинать много дел, и ни одного не окончить. Нужно выдержать вплоть до познания, Бог это или натура(10).

Внимательно стремись к тому, чтобы натура исполняла поступки из своей глубины, а не под влиянием внешнего движения.

Человек полностью оторванный пускай внимательно блюдет следующие четыре вещи: 1. Пускай поступает таким образом, чтобы вещи выходили из него без него(11), 2. В своих мыслях пускай хранит умеренность и спокойствие, а также пускай каждую минуту не переходит от одного к другому, ибо это вызывает наплыв множества образов, и в результате – ненужную активность внутренних чувств, 3. Следует избегать привязанности к чему бы то ни было, и остерегаться примесей(12), 4. Пускай избегает ссор, пусть лучше старается быть милым к тем, посредством которых Бог хочет оторвать его от земных вещей.

Твердо пребывай в самом себе, пока кто-либо не заберет тебя у тебя, без тебя(13).

Приглядывайся к тому, истекает ли сердечность добрых людей из натуральной склонности, или же из простоты; слишком часто случается это первое.

Никому слишком не навязывайся; иногда излишняя навязчивость встречается с наименьшим признанием; тебе же более подобает поведение смиренное и обращенное внутрь. Действие против собственной природы – всегда неуместно.

Счастлив человек, который не множит поступки и слова, поскольку, чем их больше, тем больше собирается в нем несущественного(14).

Не покидай свой внутренний мир и уподобляйся Ничто(15), в противном случае испытаешь страдания.

Некоторые действуют под влиянием чувств, которые испытывают в благополучии или страдании, но не следует в этом искать самого себя.

В смерти(16) все приходит к полноте. Когда Христос сказал In manus tuas (17), сразу после этого наступило Consummatum est (18).

В человеке есть и Бог и сатана; кто хочет сам собою руководить или отречься себя, тот поймет разницу.

Кто хотел бы наслаждаться постоянным миром, тот попал бы в ловушку, так точно как и во всем ином.

Кто остается внутри себя также в делах внешних, тот становится более внутренним, чем тот, кто остается внутри себя только в делах внутренних.

Хорошо, если человек не руководит собою в чем бы то ни было; хорошо также, если в нем мир образов отвечает его высшей части(19).

Есть намного больше людей разумных, чем простых. Разумными называем тех, кто руководствуется разумом. В простоте, по причине мира, который ей сопутствует, нет множества вещей, взятых в их сущности, поэтому «простой» не видит их таким образом, поскольку простота составляет как бы его натуру, он же стал инструментом и ребенком(20).

Кто хочет иметь все, должен умереть для самого себя и для всего.

Ах, как же счастлив человек, который непоколебимо пребывает в центре множества! Сколько же тайных входов открывается перед его очами(21)!

Хорошее мнение о себе зачастую препятствует истинному соединению.

Пусть око не смотрит на внешнее, разве что с целью избавиться от образов(22).

Часть, происходящую от Адама(23), следует переносить также охотно, как и ту, которая дает нам счастье.

Человек оторванный не находит в себе несчастья(24).

Нарекания и грусть истекают из греха; следует от этого избавиться.

Все кто живет в ложной свободе, ищут свой собственный образ.

Желание освободиться от справедливо возложенных на тебя обязанностей, это наиболее опасная форма свободы, которая может появиться.

Человек оторванный должен освободится от формы творений, приобрести новую форму с Христом и преобразиться в Божестве(25).

Кто видит себя во Христе, тот все вещи оставляет на назначенным для них месте.

Кто стал человеком во Христе и освободился от самого себя, тот соделал все, что должен.

Когда человек внутри себя обратится к Истине, тогда осветит его самоуничтожение(26); благодаря этому он заметит, что в нем еще присутствует творение, с которым он не расстался. Он переносит это терпеливо, ибо видит, что он еще не полностью оторван. Это терпеливое перенесение себя является формой простоты. Уничтожение порождает утомление(27), исчезающее по меру продвижения на пути оторванности.

К чему стремится во всем человек, который воистину отрекся самого себя? Его целью является затухание самого себя, а вследствие этого – всех вещей.

Что является самым малым препятствием? – Мысль. Что является самым большим? – Когда душа остается под господством своеволия.

Человек оторванный не должен позволять себе даже на мгновение отвлечься.

Человек оторванный должен постоянно мыслить не о своих нуждах, а о том без чего может обойтись.

Если человек оторванный жаждет приспособить свою жизнь к Истине – 1. пусть внимательно старается направлять свои чувства внутрь, ибо Бог есть дух (Ин 4,24), 2. пусть следит, чтоб самому не создать для себя какого-либо препятствия, 3. и не поддался ли он каким-либо образом влиянию своего собственного я, 4. пусть в этом мире видит в себе присутствие всего бытия Божия, для которого он является только инструментом.

Насколько человек отвернется от себя и всех сотворенных вещей, настолько он пребывает в единстве и счастье.

Если хочешь быть человеком оторванным, старайся внимательно сохранять неизменным внутреннее расположение и отрекайся себя самого – независимо от того, как Бог поступает с тобою – Он сам или при посредничестве творений – в радости или в страдании.

Закрывай свои чувства от всех актуальных, внешних явлений.

Будь свободен для всего, в чем прельщается разум, к чему привязывается воля и что приятно для памяти.

Не задерживайся ни перед чем, что не является Богом.

Когда в твоем присутствии кто-либо совершает грех или какую-то ошибку, держись подальше и не одобряй этого.

Кто неустанно пребывает в самом себе, тот приобретает огромную силу.

Отдохновение, которое своей натуре дает человек оторванный, пусть не выходит за ограниченное использование необходимых вещей; это должны быть поступки безгрешные, помогающие отречению.

Временное порождает в человеке большую или меньшую тревогу, в зависимости от степени отречения. Одному человеку, наполовину только оторванному и слишком привязанному к собственным чувствам, так когда-то сказали: «Беспокойся обо Мне и не думай о себе, так чтобы, зная, что Я счастлив, ты не беспокоился о собственной судьбе».

Когда человек оторванный войдет во внутренний замок(28), в который он привел свои чувства, тогда чем меньше находит он опору в своем нутре, тем больше испытывает внутренние страдания, а чем быстрее умрет (для самого себя), тем быстрее достигнет цели.

Чрезмерная внешняя активность чувств ведет к ослаблению внутренней жизни. Избегай увлечения вещами, которые тебя рассеивают. Не позволяй найти себя, когда тебя ищут, быстро возвращайся в свое нутро.

Натуральная жизнь характерна изменчивостью и действием чувств; в тот момент, когда кто-либо отрекается самого себя и умирает для себя, тогда начинается в тишине жизнь сверхъестественная.

Некоторые легко возносятся на вершины, но не могут на них удержаться.

Стремись к полной оторванности; невоздержанность в желаниях может стать источником некоего скрытого препятствия.

Человек оторванный должен до такой степени подчинить себе все силы души, чтобы при взгляде на самого себя, перед ним открывалось Все(29).

Человек оторванный так мало занимается самим собой, как будто бы ничего о себе не знает; ибо если есть в нем Бог, все вещи в нем прекрасно уложены.

Внимательно занимайся также своим внешним человеком, так чтобы через подчинение всех чувственных желаний, соединился с внутренним.

Изменение внешнего отношения, которое заключается в отречении от собственной воли, часто бывает милее Богу, чем настойчивость, которая нравится себе.

Отвращай свою душу от внешних чувств, если они теряются во множестве внешних вещей.

Вернись назад в свое нутро, постоянно возвращайся снова и снова к своему внутреннему единству и наслаждайся Богом.

Пребывай несгибаемым и не считай себя победителем, пока в текущем времени не достигнешь актуального теперь вечности – насколько человеческой немощи это доступно.

(1) Множество творений противопоставлено тут единству Бога.

(2) В состоянии мистического соединения с Богом.

(3) Entwerden. Происходит оно посредством отказа от собственной воли и предания себя Божьей.

(4) Это наивысшая, наиболее внутренняя часть души (intimum et summum mentis), о которой говорят все мистики как о надлежащем месте встречи с Богом и соединения с Ним. Ее называли различными именами; у рейнских мистиков чаще всего находим такие имена как «глубина души» (Seelengrund) и «искорка» (Fünklein). Идея искания Бога не столько во внешнем мире, сколько в самом себе, внутри души, выводится из неоплатонической философии, а в западной мистике она принялась, главным образом, под влиянием св. Августина (Исповедь Х, 24-27).

(5) Образцом, которому человек должен соответствовать во внешнем поведении, является Христос.

(6) Конечно не в эгоистическом смысле, а благодаря оторванности.

(7) Говори творениям.

(8) Это энигматическое предложение объясняют и переводят по-разному. Его смысл кажется таков: Человеческая природа может в этой жизни направляться к своему внутреннему миру или внешнему. В соответствии со сделанным выбором, человек каждый раз приближается к заданной цели или отдаляется от нее.

(9) Побежденным в очах этого мира.

(10) То, что наклоняет человека к действию.

(11) Внешняя активность не должна рассеивать человека и порождать в нем привязанность.

(12) Вредных примесей внешних вещей к тому, что должно составлять единственный предмет его мысли.

(13) Бог – посредством испытаний или восхищения в экстазе.

(14) Т.е. того, что отдаляет от сущности.

(15) Что значит: стремись к тому, чтоб тебя считали ничем, или: «Ничто» в смысле апофатической теологии, то есть: уподобляйся Богу, который не является чем-либо из творения.

(16) В смерти своеволия.

(17) «В руки Твои» - Лк 23,46.

(18) «Свершилось» - Ин 19,30.

(19) Если внешнее, например действие чувств, воображение служат соединению с Богом, совершающемуся в высшей части души.

(20) Такой человек видит все в простоте Бога, ребенком и инструментом которого он стал.

(21) «Входов» ведущих к Богу.

(22) Вредных образов, например искушений, человек может легче избавиться обращая взор или слух к внешнему. Такой совет дает Сузо в проповеди Lectulus noster floridus.

(23) Происходящую от Адама природу, испорченную первородным грехом.

(24) Единственным несчастьем для него является потеря Бога.

(25) Ein gelassener Mensch muss entbildet werden von der Kreatur, gebildet werden mit Christo und überbildet in der Gottheit. В трех своих составляющих это предложение заключает классическую формулу пути человека к совершенству в трех этапах: очищение, просвещение и соединение.

(26) Уничтожение своеволия.

(27) Утомление или недовольство собою рождающееся тогда, когда во все более ярком свете Божиим, человек постоянно видит свою все еще недостаточную оторванность.

(28) Это определение глубины души, которое так часто встречается у св. Терезы Авильской, можно найти уже у Мастера Экхарта.

(29) «Все» - в данном случае синоним Бога.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий