О возвышенных вопросах, которые опытная во внутренней жизни дочерь задавала своему духовному отцу

8/31/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 50.

После духовного введения внешнего человека во внутреннего, в разуме дочери появились возвышенные мысли, и она задумалась на тем, можно ли ей еще задать вопросы с ними связанные. Слуга ответил: «Да, ибо если ты прошла, как следует, очередные ступени, проницательный разум имеет право вопрошать о возвышенных делах».

Дочерь спросила: «Скажи мне, чем есть Бог, и где и какой Он. А именно речь идет о том, каким образом Он является простым, и, не смотря на это тройственным».

В ответ Слуга уделил ей такие объяснения: «Бог мне свидетель, возвышенный это вопрос. В связи с первым вопросом: «Чем есть Бог?» ты должна знать, что ни один из учителей, все кто только существовал, не мог смог на него ответить, ибо Он превышает всяческую мысль и разум. Тем не менее, если человек внимательно и ревностно ищет какого-либо познания Бога, приходит к нему. А хотя оно (познание) слишком далеко от реальности, дает человеку наивысшее счастье. Именно таким образом искали Его в давние времена некоторые, исполненные добродетелей, языческие учителя, а особенно мудрец Аристотель. Исследовал он явления природы, для того чтоб узнать, кто является ее господином. Искал внимательно и нашел. Из царствующего в природе замечательного порядка он сделал вывод, что должен существовать единый Владыка и Господь всех творений, и именно Его мы называем Богом. Наше познание этого Бога и Господа позволяет нам знать, что Он является бытием самодовлеющим, вечным, свободным от «перед» и «после», простым, неизменным, духом бесплотным, что Его субстанцией является Его жизнь и действие; Его субстанциальный разум познает все вещи в них самих и через себя самого. Его сущность сама в себе является бесконечным наслаждением и радостью, для Него самого, а для всех, кто должен нею восторгаться посредством созерцания – сверхъестественным счастьем, невыразимым и дающим наслаждение».

Дочерь вознесла очи и ответила: «Ах, как благостно об этом слушать! Трогает это сердце, возносит разум, sursum – высоко превыше него самого. Поэтому, дорогой отче, скажи об этом еще больше»!

Слуга: «Бытие Божие, о котором мы говорили, является субстанцией столь духовной, что око смертного не может её видеть в ней самой, но можно её увидеть в её деяниях – подобно как по творениям мы познаем хорошего мастера. Ибо св. Павел так говорит: «Творения являются зерцалом, в котором отражается Бог»*. Таковое познание называется спекулятивным**. Поэтому остановимся на этом на минутку, обратим это спекулятивное познание к наивысшему, наидостойнейшему Мастеру и взглянем на Него в Его творениях.

Осмотрись вокруг себя и над собою, на четыре стороны света, взгляни на прекрасное небо, какое оно широкое и высокое в своих быстрых оборотах, как Его Мастер благородно украсил его семью планетами, каждая из которых, за исключением Луны, является намного большим, чем вся Земля; присмотрись, как украшает его неисчислимое множество ярких звезд! Ах, когда в летнюю пору ясное Солнце весело светит на безоблачном небе, сколько же плодов, сколько же благодеяний приносит оно тогда земле! Как чудесная зелень покрывает тогда луга, как буйно растут листья и трава, как усмехаются прекрасные цветы, как пение соловья и малых пташек несется по лесам, лугам и пастбищам, а все зверушки, которые прятались от суровой зимы, сейчас поспешно выходят, радуются и размножаются. Смотри как люди, молодые и старые, наслаждаются радостью несущей счастье. Ах, нежнейший Боже, если Ты столь мил в своих твореньях, каким же прекрасным и милым Ты должен быть сам в себе!

Смотри далее, прошу тебя, узри четыре элемента – землю, воду, огонь и воздух, а также все заключенные в них замечательности, связанные с огромным разнообразием людей, животных, птиц, рыб и морских тварей; все, что в них находится, единым голосом взывает: «Хвала и честь бесконечной, чудесной неизмеримости, которая есть в Тебе»! Господи, кто все это поддерживает (в существовании), кто насыщает? Ты думаешь обо всех и каждому даешь согласно его природе, большим и малым, богатым и бедным. Ты Боже творишь все это. О Боже, Ты воистину Бог!

Так вот, дочь моя, ты нашла Бога, которого твое сердце долго искало. Вознеси же теперь твои ясные очи и с улыбкой на лице и сердцем бьющимся радостью взгляни на Него, обними Его необъятными руками своей души и сердца, вознеси Ему благодарность и хвалу – Ему, благородному Владыке всех творений. Видишь, это спекулятивное познание в чувствительном человеке порождает безумство сердечной радости*** - то есть радости, которую не в силах выразить язык, которая как мощная волна заливает сердце и душу.

Ах, но вот я вижу, что – независимо от того, причиняет ли мне это радость или боль – уста моей души, прежде замкнутые, открываются перед тобою и, во славу Божию, я должен еще прояснить нечто, что скрывается в глубине моей души, о чем пока никому я не рассказывал. Так вот, знал я брата проповедника, который в начале своего пути, на протяжении примерно десяти лет, обычно два раза в день, утром и вечером, получал от бога некую благодать, которая оставалась в его душе, по меньшей мере, две вигилии****. В это время он был так погружен в Бога, Вековечную Премудрость, что не мог об этом ничего сказать. Иногда он что-то невыразительно говорил с любовью к Богу, потом снова тяжко вздыхал, тоскливо плакал или беззвучно смеялся. Часто казалось ему, что он возносится над землею и летает между временем и вечностью, в бездонной глубине непостижимых тайн Божьих. Все это так переполняло его сердце, что иногда он клал на него руку и, чувствуя как оно бьется, говорил: «Ах, мое сердце, что с тобою ныне деется»?

Однажды показалось ему, что сердце Отца духовным, невыразимым образом и без какого бы то ни было посредничества, чувственно склонилось к его сердцу, а то, в свою очередь, с огромной жаждой открылось перед сердцем Отца. Ему показалось, что сердце Отца, Вековечная Премудрость, говорило с любовью и без каких бы то ни было образов*****, его сердцу. В безумии духовной радости, он начал с огромным весельем говорить: «О, моя Ты Любовь, я обнажаю мое сердце, и в этом простом обнажении от всех сотворенных вещей, я принимаю Твое лишенное образов Божество. О, Любовь, превышающая всяческую любовь! Даже самая большая любовь земного влюбленного к предмету его любви страдает от разделения и различия между любящим и возлюбленным. Ты же, неисчерпаемая Полнота всяческой любви, Ты, нагое Все во всем, наполняешь сущность души, так что ни одна частичка возлюбленного не остается во вне, не будучи соединенной любовью с Любовью».

Дочерь сказала: «Ах, Боже, какая же это огромная благодать, такое восхищение в Боге человека охваченного безумством любви! Хотела бы я теперь узнать, является ли это уже наивысшей ступенью?»

Слуга ответил: «Нет, это только прелюдия, которая подготавливает к существенному соединению»******.

Дочерь спросила: «Что ты понимаешь под существенным, а что под несущественным?»

В ответ он сказал: Существенным я называю человека, который посредством благих и продолжительных испытаний обрел добродетели, так что возлюбил их в их наивысшем благородстве и имеет их также непрерывно, как солнце свое сияние. А несущественным я называю того, кому солнце добродетелей светит как заимствованное, непостоянное и несовершенное, подобно свету луны. Вышеупомянутая, богатая благодатями радость в духе человека несущественного порождает желание непрерывного владения нею. Когда она есть в нем, это присутствие порождает радость; когда исчезает, охватывает его непонятный мрак и – как я это сейчас тебе объясню – такой человек неохотно предается другим делам.

Однажды случилось, что Слуга вошел в капитулярий в тот момент, когда его сердце было переполнено весельем и Божьим безумием радости. Но вот пришел привратник и попросил его исповедать у ворот некую женщину. Неохотно он оторвался от внутренней радости, отнесся к привратнику неучтиво и сказал ему, чтобы посоветовал ей найти себе кого-нибудь другого, ибо он не хотел сейчас слушать ее исповедь. Сердце этой женщины было подавлено тяжестью грехов. Заявила, что именно к нему она питает особенное доверие, поэтому он должен ее утешить и ни к кому иному она не пойдет. А когда Слуга и далее мешкал, расстроенная, она начала плакать. С печалью уселась в каком-то углу и разрыдалась. Тем временем Бог неожиданно отобрал у него эту благодать, а его сердце сделалось твердым как камень. А когда он задумался, что бы это могло значить, Бог так ему сказал: «Видишь, как ты отослал ту бедную женщину без утешения и с израненным сердцем, так точно и Я отобрал у тебя Божественное утешение». Слуга глубоко вздохнул, ударил себя в грудь и тот час же побежал к воротам, а когда не увидел там ту женщину, почувствовал себя весьма несчастным. Привратник искал ее повсюду, а когда нашел ее сидящую и плачущую и привел ее к воротам, Слуга принял ее сердечно и с огромной добротой утешил ее сокрушенное сердце. Когда, после расставания с нею, он вернулся в капитулярий, сразу же, в мгновение ока, вернулся к нему сладостный Господь и наполнил его как перед этим Божественными утешениями.

Дочерь: Человек мог бы легко переносить страдания, если бы Бог ему дал такое безумство радости.

Слуга: К сожалению, за все нужно было потом заплатить страданием. Но в конце, когда все это минуло, и Бог решил, что пришла подходящая пора, снова была дана ему та самая благодать безумия радости и осталась в нем, можно сказать в каком-то смысле, навсегда. Независимо от того, был он у себя или вне монастыря, с людьми или один, в ванной или за столом, часто он получал эту благодать – только она оставалась внутри него и не проявлялась внешне.

* Рим 1,20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

** От лат. speculum – зеркало. Согласно с этой этимологией, спекулятивное познание это как бы рассматривание предметов в зеркале, но в плоскости разума; другими словами: видение причины в следствии, которое является ее отражением.

*** Jubilieren – повторяющийся технический термин, обозначающий радость, выраженную не словами, а восклицанием.

**** Вигилией называли также литургическую молитву по умершим, которую в доминиканском ордене читали ежедневно, вплоть до 1551 года. Она состояла из трех псалмов, трех чтений и прославлений.

***** Без посредничества понятий и воображений.

****** На языке св. Терезы это духовное обручение, ведущее к преображающему соединению (unio transformans).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий