О первых образах и поучениях для начинающего, а также о рассудительности в выборе испытаний

5/08/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 35.

Когда Слуга совершил первый шаг и должным образом очистился благодаря исповеди, тогда мысленно очертил вокруг себя три круга и заключил себя в них, чтобы с их помощью хранить свой дух. Первый охватывал его келью, его часовню и хор; когда он находился внутри него, ему казалось, что он в полной безопасности. Вторым был весть монастырь кроме ворот. Третьим, внешним кругом были ворота; там он нуждался в особенной осторожности. Когда он покидал эти три круга, чувствовал себя как дикое животное, выгнанное из своей норы и окруженное охотниками; чтобы сохранить себя от погибели, оно должно проявить немалую хитрость.

Когда он был вначале своего пути, он назначил также для себя некое укрытое место, часовню, где он мог пользоваться образами, чтобы дать волю своему благочестию. Особенно, когда он был молод, попросил кого-то, чтоб тот нарисовал на пергаменте Вековечную Премудрость, которая держит в своей власти небо и землю, а чарующая красотою и миловидным образом превышает красоту всех творений. По этой причине, в своей ранней молодости, он избрал ее своей возлюбленной. Когда он шел в школу*, взял с собою этот милый образ, поместил его пред собою в окне своей кельи и всматривался в него с любовью, с сердцем, исполненным желаний. Когда возвращался, взял образ с собой и ведомый любовью поместил его в часовне.

Какие еще у него были духовные образы, которые отвечали ему самому и другим начинающим, можем узнать по рисункам и добрым сентенциям древних отцов. Приведем тут часть этих сентенций, так как они были написаны в часовне**.

В переводе звучат они следующим образом:

Древний отец, св. Арсений, спросил ангела, что ему делать, чтобы спастись. Ангел ответил: «Убегай, молчи и пребывай в мире».

Потом, в видении, ангел прочитал Слуге следующий фрагмент из Книги древних Отцов: «Источником всяческого счастья является пребывание в мире и одиночестве».

Теодор: Сохранение чистоты дает больше знаний, чем длительное обучение.

Авва Моисей: Не покидай свою келью, она научит тебя всему.

Авва Иоанн: Монах вне монастыря – как рыба, извлеченная из воды.

Антоний: Умерщвление тела, благочестие сердца и избегание людей порождают чистоту. Не носи никакого одеяния демонстрирующего тщеславие. Первая борьба начинающего, это отважно воспротивиться чревоугодию.

Пастырь: Не гневайся ни на кого, пока что-либо не захочет выколоть тебе правый глаз.

Исидор: Разгневанный человек, хотя бы и свершал великие знамения, не угоден Богу.

Ипериций: Меньшим грехом является вкушения мяса в запретные дни, чем клевета на ближнего.

Пиор: Раскрытие чужих грехов, а укрывание своих собственных – огромное преступление.

Захарий: Если кто-либо желает достичь чего-либо, должен познать много унижений.

Нестор: Если хочешь познать Божью премудрость, ты должен сначала стать ослом.

Сенекс: И в радости и в страдании пребывай неподвижно, как кости умершего.

Илия: Бледная кожа, истерзанное тело и покорный вид – вот украшения духовного человека.

Иларион: Резвого жеребца и нечистое тело нужно ограничивать в пище.

Сенекс: Кто-то из Отцов сказал: Забери у меня вино, ибо в нем скрывается смерть души.

Пастырь: Кто все еще нарекает и не может прекратить гневаться, быть нетерпеливым и болтливым, тот никогда не был духовным человеком.

Кассиан: Поведение Христа на кресте пусть будет образцом для нашего поведения.

Антоний сказал одному из братьев: «Человече, помогай себе сам, в противном случае ни я тебе не помогу, ни Бог».

Арсений: Какая-то женщина просила одного древнего Отца, чтобы вспомнил о ней перед Богом, на что тот ответил: «Я прошу Бога, чтобы Он удалил твой образ из моего сердца».

Макарий: Я жестоко поступаю с моим телом, поскольку оно для меня – источник многих искушений.

Иоанн: Кто-то из Отцов сказал: «Никогда я не был привязан к моей собственной воле, никогда также не учил словами тому, что сперва сам не испытал в поступках».

Сенекс: Множество красивых слов без дел, это так же пусто, как укрытое густой листвой дерево, лишенное плодов.

Нил: Кто должен часто находиться в миру, должен также получать многочисленные раны.

Сенекс: Если не можешь делать ничего иного, то ради Бога не покидай свою келью.

Ипериций: Кто сохраняет чистоту – уважаем в этой жизни, и получит венец от Бога.

Аполоний: Противься началу и приближайся к голове змея.

Агафон: Кто-то из Отцов сказал: «Чтоб научиться молчать, я три года носил камень в устах».

Арсений: Я часто сожалел о своих словах, но о молчании – никогда!

Сенекс: Какой-то ученик спросил одного древнего Отца, как долго он должен хранить молчание. Тот ответил ему: «Пока тебя о чем-либо не спросят».

Святая Синклитикия: Если ты заболел, радуйся, ибо Бог думает о тебе. Если чувствуешь себя слабым, не приписывай это своим постам, ибо те, кто не поститься, также бывают больными. Если приходят к тебе телесные искушения, радуйся, ибо возможно станешь вторым святым Павлом.

Несторий: Некий добрый брат сказал: «Солнце никогда не видело, как я ем».

Иоанн: Другой сказал: «и как гневаюсь».

Антоний: Наибольшая добродетель, это умение во всем сохранять умеренность.

Пафнутий: Не стоит даже начинать, если не придешь к доброму окончанию.

Авва Моисей: Избегай того, что – хотя и кажется самым лучшим, может лишить тебя чистоты сердца.

Кассиан: Всяческое совершенство достигает предел тогда, когда душа со всеми своими силами окажется в Едином, который и есть Бог.

Эти образы и поучения древних Отцов Слуга отослал своей духовной дочери. Она приняла их близко к сердцу и уверенная в том, что он наказывает ей следовать примеру суровой жизни Отцов, начала испытывать свое тело тяжелыми покаянными практиками. Умерщвляла себя и изнуряла власяницами, цепями, веревками с острыми железными гвоздями и многими другими подобными орудиями.

Слуга, когда узнал об этом, запретил ей такие практики. Написал ей: «Дорогая дочерь, если согласно с выраженным тобою желанием, ты хочешь вести внутреннюю жизнь согласно с моими указаниями, отбрось эту чрезмерную суровость, ибо она не отвечает женской слабости и твоей природе. Возлюбленный Христос не говорил: «Возьмите на себя мой крест», а «Пусть каждый возьмет на себя свой крест». Не ставь себе целью подражать суровости древних Отцов, а также тяжким практикам твоего духовного отца. Выбери из всего этого только то, на что позволяет тебе твоя физическая слабость, так чтобы умер в тебе грех, а ты, чтоб могла жить долго тут на земле. Это испытание на долгое время и для тебя – наилучшее».

Дочерь жаждала узнать у него, почему он сам практиковал настолько тяжкие умерщвления, а ей и другим не советовал. Тогда он отослал ее к Святым Писаниям*** и так сказал:

«Можно прочитать, что в давние времена некоторые древние Отцы вели жизнь невероятно, не по-человечески суровую, так что в наше время одно только слушание об этом вызывает дрожь. Таковые даже понятия не имеют, что с Божьей помощью может совершить и что претерпеть ради Бога пламенеющее желание. Для таких пламенных людей все, что невозможно становится возможным в Боге. Об этом говорил Давид, что с Божьей помощью он взойдет на стену (ср. Пс 18,29). В Книге древних Отцов читаем также, что некоторые из них не практиковали такие огромные умерщвления, а ведь и тем и другим светила та самая цель. Святой Петр иначе был веден, чем святой Иоанн. Всё это дивное мы можем понять только в свете следующего принципа: Дивный в своих святых Господь жаждет, чтобы Его великолепие было прославляемо разными способами. Кроме того, также и у нас нет одинаковой натуры и то, что хорошо для одного, не отвечает другому. Поэтому ошибается тот, кто полагает, что неиспользование суровых умерщвлений будет для человека препятствием в достижении высшей ступени. И наоборот, слабые пусть не осуждают других за такие суровые практики, и плохо пусть о них не судят. Пусть каждый думает исключительно о себе и мыслит, о том, что Бог от него ожидает и соответственно с этим пусть поступает, а все иное пусть оставит в стороне. Вообще, лучше практиковать умерщвления разумно, чем необдуманно. Учитывая, однако, то, что тут нелегко найти золотую середину, полезней будет немного не дотянуть, чем перестараться; ибо часто случается, что если натуру ограничивают слишком много и неумеренно, потом нужно будет ей также неумеренно и слишком много дать. Тем не менее, правдиво то, что в этой области многие известные святые, ведомые огромной ревностью, превысили меру. Такая суровая жизнь и примеры, о которых шла речь, могут также принести пользу людям слишком мягким, которые легкомысленно, с угрозой для вечной жизни, отпускают поводья своей необузданной натуры. Это, однако, не касается тебя и тебе подобных. Для умерщвления своих друзей Бог дает на выбор различные кресты, и я уверен, что на твои плечи Он хочет возложить другой крест, такой, что будет для тебя тяжелее, чем суровые умерщвления и когда тебе его пошлет, прими его с терпением».

Вскоре после этого Бог испытал его духовную дочерь продолжительной болезнью, после которой ее тело до конца жизни не восстановило былую силу. Когда она уведомила его о том, что согласно с его предвиденьем с нею случилось, он так написал:

«Дорогая дочерь, Бог испытал этим не только тебя. В тебе Он коснулся и меня, ибо сейчас уже нет никого, кто бы мог поправлять мои книги с таким же рвением и верностью в Боге, как это делала ты, когда была еще здорова. Поэтому Слуга с большим упованием просил Бога о тебе, чтобы – если такова Его воля – вернул тебе здоровье. А когда Он не хотел его сразу выслушать, делал Ему дружеские предупреждения и говорил, что уже не напишет ни одной книги о добрейшем Боге, и более того, если Он не вернет тебе здоровье, тогда, что оказать свое недовольство, не будет Его, как обычно приветствовать по утрам. Когда исполненный тревоги, он сидел по своему обычаю в своей часовне, неожиданно его чувства как бы замерли, и ему показалось, что стало перед ним в часовне множество ангелов. Поскольку они знали, что в это время он особенно страдал, для утешения они запели какую-то небесную мелодию и спросили, почему у него такое печальное лицо, и он не поет вместе с ними. Тогда он сказал им о том, в какую неверную позу он стал перед всемилостивым Богом, потому что Он не выслушал его молитвы о твоем здоровье. На это они ответили ему, чтоб не он упирался и изменил свое отношение, поскольку Бог ниспослал тебе эту болезнь для твоего высшего блага и она должна стать твоим крестом в этой жизни, для того, чтобы с его помощью ты заслужила огромные благодати на земле и разнообразную награду в Царстве небесном. Поэтому будь терпелива, дочь моя, и прими свой крест, исключительно как дружеский дар от всемилостивого Бога».

* По окончании философско-теологического курса в своей провинции, который подготавливал к принятию священства, самых способных учеников в Доминиканском Ордене направляли на дальнейшее обучение. В этом случае речь идет о «школе» основанной св. Альбертом в Кёльне. Именно там, приблизительно в 1324 году Сузо встретил и познакомился с Мастером Экхартом.

** История о том, как Сузо уместил их в часовне, была описана ранее.

*** Термин «(Святые) Писания» в средневековье относился не только к Библии, но и к творениям Отцов, известных теологов и учению Церкви.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий