Когда мы говорим о доминиканцах в изобразительном искусстве, то обычно подразумеваем либо художников из Ордена Проповедников (как, например, Фра Беато Анджелико, Фра Бартоломео или Фра Карневале) либо произведения искусства, посвящённые Святому Доминику или кому-то ещё из доминиканских святых. Написанная в середине XIV века итальянским художником Андреа Бонайути фреска, о которой пойдёт речь, в некоторой мере нарушает устоявшиеся стереотипы, так как повествует не о конкретном святом, а о самой сути и миссии Доминиканского Ордена. В этом её уникальность и непреходящая ценность. Эта фреска полна аллегорий и загадок; даже её название покрыто тайной, так как сюжеты её настолько многообразны и богаты содержанием, что искусствоведы не могут однозначно определить, чему она посвящена в первую очередь. Так, например, Джорджо Вазари именовал фреску «Орден Святого Доминика», а современная итальянская исследовательница Серена Романо усмотрела в ней более общее значение и дала название «Мистическое Тело Церкви». Чаще всего эту фреску именуют «Триумф Церкви». Этого названия мы и будем придерживаться.
Однако прежде, чем приступить к описанию фрески, обратимся к личности её автора. К сожалению, о жизни Андреа Бонайути (Andrea Bonaiuti), как и о большинстве художников раннего итальянского Ренессанса, сохранилось совсем немного сведений. Жил он приблизительно в 1325-1379 годы. Большую часть своей жизни и творчества он посвятил родной Флоренции, поэтому более известен как Андреа да Фиренце, что в переводе означает «флорентиец». В то время Флоренция была процветающим городом, одним из центров искусства, где талант юного Андреа нашёл благодатную почву и успешно развивался в мастерских последователей великого Джотто – Мазо ди Банко и братьев ди Чоне. Впрочем, в творчестве Андреа Бонайути прослеживается также влияние мастеров сиенской школы, в первую очередь Симоне Мартини, которое проявляется в выражении лиц и позах, в декоративных одеяниях и в стройных, слегка вытянутых фигурах.
В 1360-е годы Андреа Бонайути по всей видимости уже достиг известности и признания, так как в это время он получает важный и ответственный заказ – роспись зала капитула доминиканского храма Санта Мария Новелла во Флоренции. Этот храм был возведён доминиканцами Систо да Фиренце и Ристоро да Кампи. Строительство началось в 1246 г. на месте часовни Х века Санта Мария делле Вине. В 1279 г. были закончены нефы, а во второй половине XIV века Якопо Таленти завершил постройку колокольни и сакристии. Как сам храм, так и многие из его часовен украшены фресками знаменитых мастеров живописи: Нардо ди Чионе, Гирландайо, Мазаччо.
Зал капитула был построен в 1350 г. В 1566 г., когда по заказу супруги герцога Косимо Медичи, Элеоноры Толедской, его переоборудовали в часовню и освятили в честь Святого Апостола Иакова, герцогиня распорядилась проводить там богослужения для своей испанской свиты. Отсюда зал получил название «Испанская капелла», сохранившееся до наших дней.
Андреа Бонайути работал над росписями зала два года – с 1366 по 1368 гг. За это время он сумел создать необычайно гармоничные, изысканные фрески, отдельные композиции которых объединены общими идеями, выраженными в трудах известного богослова и проповедника, флорентийского доминиканца Фра Джакопо Пассаванти, в особенности в его сочинении «Зерцало истинного покаяния». На северной стене изображены сцены из Страстей Христовых; фрески западной и южной стен посвящены соответственно Святому Фоме Аквинскому и Святому Петру Веронскому.
Фреска «Триумф Церкви» находится на восточной стене зала.
Это поистине монументальное произведение, состоящее из множества фигур и сюжетов, которые вначале кажутся разрозненными и немного хаотичными, но при более внимательном рассмотрении обнаруживают удивительную связь, некое единое действие, разворачивающееся зигзагообразно слева направо и снизу вверх – действие, в котором всё совершенным образом взаимосвязано и взаимодополняемо: один сюжет раскрывает смысл другого и устремляется к третьему.
Это – картина-молитва, картина-медитация над основными вехами нашего Ордена, над его движением от совершающегося на земле сражения за Истину к Небесной славе, от Церкви Воинствующей к Церкви Торжествующей, составляющей Единую Церковь Христову. Символом этого мистического единства Церкви является изображённый в правой части фрески храм, прообразом которого стал Флорентийский собор – от порога храма начинается путь человека в вере, над его же куполом он завершается в образе небесного блаженства святых, лицезреющих Спасителя во славе. Проводниками по этому пути изображены доминиканцы, направляющие и защищающие народ Божий от ересей и соблазнов и ведущие его к спасению.
В самом начале пути, то есть внизу у порога храма, можно видеть группу совершенно разных людей, составляющих Церковь.
В центре изображён Папа, слева от него – кардинал, епископ и погружённые в богословские беседы члены различных монашеских орденов.
Справа от Папы – светские правители: император, король и граф, чуть ниже которых находятся представители разнообразных слоёв общества: от знати и купцов до нищих и калек.
По версиям некоторых искусствоведов, среди прочих в толпе изображены знаменитые современники художника: с закрытой книгой в руках – Боккаччо, над ним – Петрарка, правее его, второй в профиль – Данте. У ног Папы находится несколько овец – как аллегория пастырского служения Церкви. Чёрно-белые собаки – символ Ордена Доминиканцев, «Псов Господних» («domini canes») – верно стоят на страже этой овчарни.
Справа в нижней части фрески изображены трое доминиканских святых – Доминик, Пётр Веронский и Фома Аквинский, каждый из которых являет собой особую харизму Ордена Проповедников.
Святой Доминик, отец-основатель Ордена, указующим жестом направляет своих духовных детей, изображённых в виде стаи собак.
Собаки атакуют волков – аллегорию ересей и заблуждений, – защищая от них Церковь. Святой Пётр Веронский, известный также как Пётр-Мученик, дискутирует с группой из двенадцати еретиков, символизирующих лжеапостолов.
Правее от него – Святой Фома Аквинский с раскрытой книгой «Сумма против язычников» ведёт с еретиками и язычниками богословскую беседу.
Беседа приносит благие плоды – один из его слушателей, изображённый крайним справа, отрекается от заблуждений, разрывая свою книгу.
Важно отметить, что в деле защиты Истины богословские дискуссии не являются лишь поединком частных мнений – это настоящая борьба за души заблудших, за их возвращение к Богу и спасение. Поэтому Орден Проповедников всегда проявлял и проявляет заботу о том, чтобы возвещать и защищать Истину, выраженную в полноте и чистоте вероучения, свидетельствуя о Истине неверующим, возвращая к ней заблуждающихся и укрепляя в ней сомневающихся.
После преодоления соблазнов заблуждений и ересей, путь в Царство Небесное, показанный на фреске, пролегает через противостояние искушениям мира сего. Аллегорически такие искушения изображены в виде музицирующих и пляшущих людей на фоне сада, предлагающего земные удовольствия.
Соблазны мира сего кажутся привлекательныи, словно беззаботные танцовщицы, символизирующие семь смертных грехов. Но такая привлекательность обманчива – тёмный фон и закрытое пространство, окружающие танцующих, указывают на отчаяние и безысходность. Сидящие над ними четыре фигуры интерпретируются по-разному: одни исследователи искусства усматривают в них четыре возраста человека, другие полагают, что таково символическое изображение мирских удовольствий и греховных помыслов. Однако, не всё потеряно для тех, кто погряз в мирских услаждениях и грехах – освобождение дарует покаяние. Таинство покаяния символизирует доминиканец, дающий отпущение грехов кающемуся грешнику.
Призвать к покаянию и сделать всё возможное для того, чтобы покаяние было совершено, является наивысшим милосердием по отношению к душе человека и всегда было и остаётся одной из важнейших миссий Ордена Доминиканцев.
Покаяние открывает дорогу в Царство Небесное, на которое указывает Святой Доминик.
Интересно, что на фреске Святой Доминик изображён трижды: направляющим стаю собак, указующим на Райские врата и пребывающим в Царстве Божием вместе с другими святыми. Такой приём нередко встречается в искусстве для отображения того, что выходит за границы времени и пространства.
Врата в Царство Небесное, основанием коего служит здание Церкви, открыты для праведников, которых встречает Святой Апостол Пётр с символическим ключом в руке.
Чистые души праведников, показанные в виде юных дев, венчаются небесной славой. За Райскими вратами мы видим святых, многих из которых можно узнать по свойственным им атрибутам. Взоры святых направлены к Иисусу Христу, восседающему на небесном престоле в окружении Пресвятой Богоматери и сонма ангелов.
У ног Спасителя – жертвенный Агнец; по обеим сторонам престола – символы четырёх евангелистов: орёл, вол, человек и лев. Светлые, лучезарные цвета, которыми изображено Царство Небесное, контрастируют с более приглушённой цветовой гаммой остальной части фрески.
Фреска «Триумф Церкви», которую с полным правом можно назвать «Триумфом Ордена Проповедников», несомненно, является одним из наиболее удивительных произведений искусства, полным символизма и глубокого смысла. Давайте ещё раз внимательно всмотримся в эту фреску, и пусть каждый найдёт в ней то, что обращено именно к его сердцу.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий