Фра Бартоломео

12/18/2011, No Comment

Брат Бартоломео, художник-доминиканец был одним из самых выдающихся живописцев своего времени.

Родился он в Савиньано ди Прато, в Тоскане. Он получил прозвище «Баччо делла Порта», так как его дом находился около ворот (ит. – porta) Сан Пьер Гаттолини. В 1483 - 1484 годах по рекомендации Бенедетто да Майано, он был учеником в мастерской Козимо Росселли. В 1490 - 1491 гг. он начал сотрудничество с Мариотто Альбертинелли.

В конце 1490 года Баччо попадает под влияние Иеронима Савонаролы, который обвинял современное ему искусство в тщетности и коррумпированности. Савонарола утверждал, что искусство должно служить исключительно религиозным целям, быть прямой визуальной иллюстрацией Библии, чтобы обучать тех, кто не может ее читать. Под влиянием проповедей Савонаролы, Бартоломео (как и Сандро Боттичелли) сжег несколько своих ранних работ, изображающих обнаженные тела.

Известный портрет Савонаролы, написанный фра Бартоломео (1498 г.) находится в Национальном музее Сан Марко, во Флоренции.

В следующем году ему была поручена работа над фреской Страшного Суда для госпиталя Santa Maria Nuova. Ее закончили Альбертинелли и Джулиано Буджардини, поскольку Баччо в это время решил принять постриг в монастыре Сан Марко. Произошло это 26 июля 1500 года. Стимулом к принятию монашеского облачения послужила казнь Савонаролы.

На несколько лет он отказался от живописи, возвращаясь к ней в 1504 году, когда он, повинуясь своему настоятелю, стал главой монастырской мастерской. В том же году он начал рисовать «Видение св. Бернарда» для домашней часовни Бернардо Бианки в Бадиа Флорентина, закончив эту картину в 1507 г.

Вскоре (в 1504 г.) Флоренцию посетил Рафаэль. Оба мастера и молодой Рафаэль и уже зрелый Бартоломео оказали друг на друга заметное влияние. Оба художника оставались друг с другом в самых дружественных отношениях, и когда Бартоломео уезжал из Рима, он оставил ему две недорисованные картины, которые закончил Рафаэль.

В начале 1508 года Бартоломео переехал в Венецию, где пишет картину «Бог Отец, св. Мария Магдалина и св. Екатерина Сиенская» для доминиканцев в Сан Пьетро Мартире в Мурано, он писал ее под влиянием венецианской колористики. Поскольку доминиканцы не оплатили работу, он забрал картину в Лукку, где ее можно увидеть сегодня. Также в Лукке, в октябре 1509 года, он нарисовал алтарный образ Мадонны и Младенца со святыми для местного собора. 26 ноября 1510 Пьетро Содерини поручил ему написание образа для Зала Советов во Флоренции, который сейчас находится в Музее Сан Марко. Два года спустя он закончил еще один алтарный образ для собора в Безансоне.

В 1513 году Бартоломео уехал в Рим, где написал образ святых Петра и Павла, эта работа хранится теперь в Pinacoteca Vaticana, так же, как и работы следующих лет - Евангелист Марк для Палаццо Питти во Флоренции и фрески из доминиканского женского монастыря Пиан ди Муньоне.

Бартоломео не успел написать обещанный «Банкет Венеры» для Герцога Альфонсо I д'Эста Феррари (сохранились только наброски). Последней работой мастера, является фреска «Noli me tangere», которая хранится также в Пиан ди Муньоне.

Фра Бартоломео умер во Флоренции в 1517 году.

Изначально, в работах фра Бартоломео проглядывалось влияние помощника Россели - Пьеро ди Козимо и таких мастеров как Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи. После своей паузы в живописи с 1500 до 1503 гг., Бартоломео, казалось, изменил свое собственное видение, взяв от Рафаэля представление света и его эффектов на перемещающихся формах.

Фигуры, изображаемые фра Бартоломео, являются небольшими и драпированными. Эти качества, которые критики считали ошибками мастера, доказывают, что творил он не в угоду заказчикам. Его кисти принадлежит великолепный образ св. Марка Евангелиста (который оценивают как его шедевр), и недрапированная фигура св. Себастьяна. Предполагалось, что в последнем было настолько много экспрессии страдания и агонии, что было решено убрать эту работу из того места, где она находилась в закрытую монастырскую часовню.

В работах фра Бартоломео отмечаются навыки комбинирования света и тени, богатства и деликатности колористики, и замечательная драпировка обликов – Бартоломео был первым, кто использовал для набросков манекена с суставами.

No Comment

Отправить комментарий