Что должен делать человек, когда ему не хватает Бога, когда Он скрылся

12/12/2011, No Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Должен ты также знать, что добрая воля никогда не может утратить Бога. Случается, однако, что не хватает человеку чувственных переживаний и иногда ему кажется, что Бог отдалился от него. Что тогда ты должен сделать? В точности то же самое, что и в том случае, когда ты обсыпан сладостными утешениями. А когда посетят тебя страдания, даже самые тяжкие, учись держаться так же точно, как среди утешений. Вот наилучший совет: находи Бога там, где Ты его потерял. Сейчас, когда ты утратил Бога, веди себя так точно, как в тот момент, когда был с Ним в последний раз – и наверняка Его обретешь. Ибо добрая воля никогда Бога не теряет, она Его имеет. Многие утверждают: у нас есть добрая воля! – Но это не Божья воля. Они хотят сохранять свою собственную волю и поучать Бога, что Он должен делать. А это совсем не добрая воля. Бога следует искать согласно с Его возлюбленной волей.

Бог во всем ведет нас к тому, чтобы мы отказались от своеволия. Как долго св. Павел разговаривал с Господом, а Он с ним, не приводило это ни к чему, вплоть до того момента, когда он отказался от своеволия и вопросил: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян 9,6). А Господь знал уже тогда, что Павел должен был сделать. Так же точно было тогда, когда Марии явился ангел: никакие разговоры с ним не сделали бы Её Богородицей. Но как только она отреклась от своеволия, сразу же стала Матерью Слова Вековечного, в тот самый момент зачала Бога, который стал Её природным Сыном. Таким же образом отказ от воли может и тебя соделать истинным человеком. Без этого мы не совершим пред Богом абсолютно ничего. Но когда мы отважимся, чтобы отказаться от всей нашей воли, когда решимся ради Бога отречься внешне и внутренне от всех вещей, тогда откроется все то, что надлежит нам совершить. Только тогда, не ранее.

Немало и таких, кто – сознательно или нет – очень хотели бы достичь именно такого отношения, но при этом хотят иметь особенное внутреннее переживание, хотят обладать приемлемым для них способом и определенным благом. Во всем же этом они не имеют ничего кроме своеволия! Отдайся Богу со всем, что имеешь, и не беспокойся о том, что Он соделает с тем, что принадлежит тебе. Возможно ты скажешь: тысячи людей умерли и находятся в небе, хотя никогда не достигли совершенного отречения от своеволия. Это правда, но совершенная и истинная воля только в том, кто отказался от своеволия и полностью погрузился в Божью. А чем в большей степени человек это совершил, тем сильнее и истиннее пребывает в Боге. Так, одна «Радуйся Мария» прочитанная в духе такого отречения самого себя, более полезна, чем весь Псалтырь, прочитанный без него. С ним один шаг лучше, чем без него целое путешествие за море.

Человек, который бы так полностью и со всем, что его отрекся себя, полностью бы оказался в Боге, до той степени, что кто бы хотел дотронуться до него, должен был бы сначала дотронуться до Бога. Ибо он полностью погружен в Боге. Он окружает его со всех сторон, так же точно как мой капюшон охраняет мою голову, и если бы кто хотел меня схватить, сначала должен был бы прикоснуться к этому облачению. Подобным образом, когда я хочу чего-либо напиться, напиток должен сначала коснуться языка; здесь мы чувствуем его вкус. Но если язык окутала некая горькая пелена, тогда даже самое сладкое вино, когда пройдет сквозь нее, должно набрать горечь. Таким образом, человека, который бы полностью отрекся самого себя, Бог так плотно и со всех сторон окружает, что если бы к нему хотело прикоснуться какое-либо творенье, должно бы было сперва прикоснуться к Нему; и все, что до такого человека доходит, должно сперва пройти сквозь Бога и таким образом набрать Божий вкус, стать Божественным. Наибольшее даже страдание проходит сперва сквозь Бога, и Он первый страдает*. Во имя Истины, которая и есть Богом! Каждое, даже самое маленькое страдание, когда проходит сквозь Бога, затрагивает Его несоразмерно больше чем человека, и намного большую причиняет Ему боль. А когда Бог переносит это ради приготовленного для тебя блага, ты тоже готов терпеть тоже что и Он и что сквозь Него доходит до тебя – тогда, естественным путем, Божественными становятся презрения и почет, горечь и сладость, густая темнота и ясный свет: все это приобретает Божественный вкус и становится Божьим, каждая веешь в соприкосновении с этим человеком приобретает Божий вид. Если стремится только к Богу и ничто кроме Него не пробует, возлюбит Его в каждой горечи, также точно как и в каждой сладости.

Свет светит в темноте, там мы видим его. Зачем же тогда служило бы людям учение или свет, если бы они ими не пользовались? Когда окружает их тьма или страдание, тогда они узрят свет.

Таким образом, чем больше мы принадлежим себе, тем меньше Богу. Если бы кто отказался от себя, тот обрел бы Бога в каждом занятии. А если бы кто сделал какой-либо неправильный шаг или произнес плохое слово, или случилось ему совершить плохой поступок, тогда Бог, который с самого начала сопутствовал ему в этом действии, должен был бы также взять на себя и вред, ты же не должен никоим образом воздерживаться от действий. Примеры тому дают нам св. Бернард и многие другие святые. Подобные случаи случаются со всеми в этой жизни. Но ведь нельзя выбрасывать благородное зерно только потому, что время от времени смешиваются с ним плевелы. Верьте мне, для человека одаренного здравым рассудком и разумеющего Бога такое страдание и случаи становятся огромным благословением. Ибо так говорит св. Павел: «любящим Бога, все содействует ко благу» (Рим 8, 28), а св. Августин прибавляет: «воистину, даже грехи».

* О несении Богом бремени людских страданий Экхарт говорит также в Проповеди 2. Читаем там следующее: «Нет наименьшего сомнения в том, что если бы существовал человек, который бы хотел страдать ради Бога и только для Него, то если бы обрушились на него все страдания, какие люди когда бы то ни было переносили и какие терпит весь мир, не причиняло бы это ему никакой боли и не являлось бы тяжестью, ибо бремя это нес бы Бог».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий