Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.
Верьте мне, что совершенные нами грехи не являются грехами, если причиняют нам боль. Но ни за какую награду, как в нынешней жизни, так и в будущей, человек не должен решаться совершить грех, как смертный, так и повседневный. Кто хочет быть честным перед Богом, пусть никогда не забывает, что Он в своей верности и любви перенес его из грешной жизни в Божественную и из врага соделал своим другом – а это значит больше чем создание новой земли. Размышление над этим было бы сильным стимулом к соединению с Богом и могло бы чудесным способом разжечь в человеке великую и сильную любовь, призывающую его к полному отречению себя самого.
Таким образом, кто полностью был бы погружен в воле Божьей, тот не должен сожалеть, чтобы грех, который он совершил, не был совершен* - грех понимаемый, разумеется, не как противопоставление Богу, воле которого он противится, но как призыв к большей любви, как нечто, что смиряет и унижает. Имей на Него полное упование и будь уверенным, что Он не ввел бы тебя во грех, если бы не намеривался через него достичь твоего большего блага. А когда кто-либо полностью восстанет из грехов и отвернется от них, тогда верный Бог ведет себя так, как если бы человек никогда не впадал в них и ни на минуту не собирается карать его за них. Если бы их было даже столько, сколько бы их совершили все люди вместе взятые, Бог никогда бы не карал за них человека – да, мог бы даже допустить его к наибольшей с собою дружбе, которая когда бы то ни было, была уделом творенья. Если Он только видит в этот момент его обращение, совсем не обращает внимание на то, каким он был перед этим, ибо Он является Богом настоящего времени. Каким Он тебя видит, таким тебя берет и принимает – не таким, каким ты был, но таким, какой ты сейчас. Бог охотно переносит, и то целыми годами, всяческую несправедливость и оскорбления, нанесенные грехами, если только это может привести человека к лучшему познанию Его любви, а посредством этого увеличить в нем самом любовь и благодарность, а также разжечь в нем ревность – как это и бывает после совершения греха.
По этой причине Бог охотно переносит сейчас, подобно, как переносил и ранее, вред причиненный грехами и очень часто попускает к их совершению людей, которых решением своей воли предназначил к великим делам. Вот посмотри: Кто же был более близок и мил Господу, чем Апостолы? А ведь никто из них не был убережен от смертного греха, все впали в него. Как в Ветхом, так и в Новом Завете часто были испытуемыми те, кто позднее становились для Него самыми дорогими, да и сегодня редко встречается, чтобы достигали величия люди, которые перед этим так или иначе не заблуждались. Таким способом Господь желает оказать свое великое милосердие и призывает нас к глубокому смирению и истинной набожности. Ибо там, где наново пробуждается раскаяние, там появляется новая, сильнейшая любовь.
* Ja, wer recht in den Willen Gottes versetzt ware der sollte nicht wollen, dass die Sünde, in die er gefallen, nicht geschehen ware. Наиболее близким к этому высказыванию является осужденное как ересь в булле Иоанна XXII суждение, приписанное Экхарту: «Если бы кто-либо находится в надлежащем расположении, даже если бы совершил тысячу смертных грехов, не должен сожалеть, что совершил их (Si homo commisisset mille peccata mortalia, si talis homo esset recte dispositus, non deberet velle se ea non commisisse). Расхождение между буллой и Поучениями вполне выразительно, формулировка буллы является более острой, у Экхарта нет слов о «тысячи» грехов, а вместо имеющего субъективную окраску «надлежащего расположения» находим слова о погружении в воле Божьей.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий