Письмо CCXX. св. Екатерины Сиенской, к сестре Магдалине из монастыря Санта Бонда около Сиены*, Осень 1377
Дорогая дочь во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, раба и слуга слуг Иисуса Христа, пишу к тебе в драгоценной Крови Его, желая увидеть тебя облаченной в царские одежды, это значит в одежды беззаветной, пламенной любви. А эта одежда прикрывает наготу, потому что закрывает стыд, а так же согревает и устраняет холод. Говорю: прикрывает наготу, а это значит то, что душа, сотворенная по образу и подобию Бога, несмотря на то, что существует, не смогла бы достичь цели, ради которой была сотворена, без Божьей благодати. Поэтому мы должны иметь на себе, прежде всего одежду благодати, которую получаем во время Таинства Крещения, благодаря Крови Христа. Благодаря этой одежде дети, которые умирают в младенческом возрасте, наследуют жизнь вечную. Но мы, возлюбленные, имея достаточно времени на возрастание и созревание, можем сказать, что эта благодать, полученная во время Крещения – нага, если не покроем ее одеждой любви к Вечному Возлюбленному, познав Его безграничную любовь. Поэтому мы должны вознести ввысь свои чувства и желания, должны с истинным познанием самих себя открыть око разума, что бы увидеть благость Божью, а так же его безграничную любовь. Когда разум увидит и познает, то человек не может не любить, а память – забыть о своем добродетеле. Поэтому так любовью Бог притягивает к себе любовь, а душа, одевшись в нее – покрывает свою наготу.
Я говорю, что покрывает свою наготу, а совершает это двояким способом. Во-первых: с отвращением отбрасывает от себя позор греха, потому как душа устыдившись обиды, которую причинила своему Творцу, одела одежды любви к добродетелям и была возвращена к благодати. И с этого времени начинает прославлять Бога и имеет плод, потому как из каждого нашего действия и желания Бог хочет взять для себя цветок славы, а нам оставляет плод. Поэтому видишь, дочь, что душу покрывает грех, который является нашим позором и стыдом.
Я говорю, что любовь освобождает нас так же от еще другого стыда, а именно от стыда, каким наполняет нас наша чувственность под воздействием самолюбия и под влиянием этого мира. Воля, умершая для себя самой и для всех преходящих вещей не стыдится, но наслаждается позором, издевательствами, оскорблениями, грубостью и осуждением. Она чувствует себя хорошо, когда мир ее преследует, радуется, что ради Божьей Славы этот мир ее притесняет множеством оскорблений, сатана – искушениями и уговорами, а тело – желанием бунтовать против духа. Она радуется всему этому с отвращением и ненавистью к себе, хочет уподобиться Христу Распятому, потому как считает, что не заслужила для себя мир и упокоение разума. Она абсолютно не стыдится, когда эти три врага: мир, тело и сатана – издеваются над ней и насмехаются, потому как умерла в ней чувственная воля, и оделась она в одежды наивысшей и вечной воли Бога. Более того, такая душа относится с уважением и принимает с любовью все преследования и несчастья, потому что видит, что Бог допускает испытать ее из любви, а не из ненависти. Поэтому примем ее с тем чувством, с каким они были нам посланы (с любовью). Ах, как же благостна жажда стыда, которая опережает позор**.
Как же счастлива душа, которая добыла такой желанный свет! Она ненавидит плохие поступки, как свои, так и других людей, но одновременно любит страдания, которые вынуждена переносить из-за этих поступков. Наши плохие поступки вызывают в нас чувственные страдания, а поступки других – преследования со стороны мира сего. Дражайшая моя дочь, признайся, что ты заслужила для себя преследования и страдания, а не плод, который дозревает после перенесенного страдания. Страдания будут украшениями твоей царской одежды. Поэтому хорошо, что подобное сделал Вечный Возлюбленный, когда на свою одежду положил многие страдания, бичевание, глумления, оскорбления и грубости, а под конец – принял позорную крестную смерть.
Я говорю также, что одеяние любви согревает нас и устраняет холод. Согревает огнем пламенной любви, которая проявляется в горячем желании Божьей славы и спасения ближнего несмотря на его пороки. Душа, одетая в такую одежду наслаждается вместе с Божьими слугами, которые наслаждаются, и плачет вместе с несправедливыми, для которых пришло время плача. Обида, которую они причинили Богу, наполняет ее сочувствием и горечью, поэтому она принимает все страдания и несчастья, для того, что бы плачущих привести к тем, которые радуются и любят желанные, истинные добродетели***.
Божья любовь уничтожает холод, то есть самолюбие, которое ослепляет душу, не позволяя ей познать ни Бога, ни себя, лишает ее жизни в благодати и порождает нетерпение. В это время корень гордыни выпускает побеги и человек оскорбляет Бога и ближнего, становясь невыносимым для себя самого. Он бунтует против Божьих заповедей, а в деятельности руководствуется только самолюбием.
Любимая моя и дорогая дочь, я хочу, что бы ты покинула всякое самолюбие, которое родилось благодаря твоим чувствам, потому как Возлюбленной Христа подобает любить то, что любит Возлюбленный, и принять в объятия добродетели в свете разума. Ты не смогла бы плавать по бушующему морю этой мрачной жизни без лодки святого послушания, в которую вошла****. Без нее ты не доплывешь к порту вечной жизни, где соединишься с Вечным Возлюбленным. Будь осторожна, дочь моя, потому что если волны твоего самолюбия бросят эту лодку на скалы непослушания, то она разобьется, а ты утонешь, теряя сокровище, что означает плод святого намерения, на который ты решилась тогда, когда обещала послушание.
Отбрось, дочь моя, это самолюбие, что бы оно больше не угрожало твоей жизни. Как истинная возлюбленная поставь храбро мачту смиренного Агнца, твоего Возлюбленного, то есть Пресвятой Крест, на котором разверни парус послушания. Потому как ты хорошо видишь, что Христос – как Он сам объяснял – благодаря этому парусу послушания своему Отцу, несомый сильным ветром любви и ненависти ко греху и к чувственной любви, быстро доплыл к порту, где Его ожидала позорная крестная смерть. Ты веди себя так же, делая все с послушной готовностью, истинным смирением, любовью к Богу и ближним. Люби нежно всех сестер. Все, что услышишь или увидишь в ближнем своем, прими и переноси терпеливо без сплетен и возмущений. Все порицания прими с уважением, веруя, что они проистекают из любви, а не из ненависти. Таким способом ты избежишь гнева и огорчения, полюбишь добродетели и возненавидишь пороки, а так же неупорядоченную эгоистическую любовь и отвергнешь их. Ты научишься всего этого от сладостного, доброго Иисуса, который является твоим уставом и доктриной.
Он учиться уставу и доктрине через свое послушание, которое показывает на дереве пресвятого Креста, где не пренебрегает ни одним страданием, но переносит насмешки, оскорбления, грубости, несправедливые обвинения, упреки и большие сетования. Он для нас является Дорогой, потому что Он пошел дорогой Креста, так же и ты – а так же каждое иное разумное творение должно идти за Ним и из любви к Нему перенести каждую боль, страдания и труд. Должны мы на этой мачте, Иисусе Распятом, развернуть парус любви*****, горячие желания, а так же безустанную молитву. Молитва заносит что-то Богу, а нам – приносит; заносит наши горячие желания полные ненависти к порокам, и любви к добродетелям и к ближнему, а приносит горячие желания и волю Бога, которые мы потом возлагаем на себя руками добрых и святых поступков.
Дорогая моя дочь, если будешь так поступать – снимешь с себя самолюбие и оденешься в свадебную одежду. Иначе не будешь истинной возлюбленной и не перенесешь множества ненавистных сплетен, которые, как я знаю, причинили тебе боль******. Я не хочу, что бы ты столкнулась с новыми страданиями. Не хочу, что бы ты дальше переживала, хочу лишь, что бы ты следовала путем истинных Божьих слуг. Потому что считаю, что тот, кто поступает так, как я сказала перед этим, не имеет никаких огорчений, живет в мире с умиротворенным как сердцем, так и разумом. Поэтому именно я и сказала тебе, что желаю увидеть тебя совлекшейся чувственной любви, и одетой в царские одежды. Потому что хотела бы, чтобы сплетни не были для тебя огорчением, а послушание – тяжестью, но что бы ты жила в мире и гармрнии, наслаждаясь Богом благодаря благодати. А под конец получишь благодать созерцания Бога там, где заканчиваются все огорчения, а вкушаются плоды добродетелей, что дозревают после трудов. Пусть Бог одарит тебя и других сестер своим благодатным вечным благословением.
Ничего больше тебе не скажу. Останься в святой и благой любви к Богу. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
* Сестра Магдалина это, по-видимому, дочь Алессы Сарачини. Монастырь, называемый жителями Сиены Санта Бонда, имел покровителями святых мучеников Абондио и Абондазио и был основан Пенином Малым приблизительно в 758 году.
** Этот благой стыд выслеживает и прогоняет грех, который является позором.
*** Плачут люди отдаленные от Бога, поэтому им нужно сочувствовать и стараться привести их снова к Богу.
**** Лодка в этом обороте является прототипом монашеской жизни. В одном из писем св. Екатерина говорит, что монах, благодаря обету послушания не плывет по жизни в одиночестве, но в лодке своего ордена.
***** Вначале письма парусом было послушание, а здесь – любовь, без которой парус не мог бы раскрыться.
****** Речь идет о злостных комментариях в связи с визитом св. Екатерины в Val d'Orcia, интерпретированный как политическая акция. Сестре Магдалене было особенно неприятно, потому как Екатерине сопутствовала ее мать.
Перевод: Ирина Островская ОРs
Отправить комментарий