Окончание трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 23-27.
Точно также, утверждаю, человек благородный получает все свое бытие, жизнь и счастье исключительно от Бога, из Него и в Нём – не из познания Бога, видения, любви и т.д. Какими же точными оказываются слова Христа о жизни вечной, когда говорит, что заключается оно в «познании Бога как единого и истинного» (Ин 17,3), но не в познавании того, что Его познаем. Более того, как же мог бы человек познавать себя как «познающего Бога» - он, который не знает себя самого? Ибо когда человек счастлив, когда находится в самом корне и глубине счастья, тогда он не познает ни себя самого, ни чего бы то ни было, только лишь самого Бога. Когда же душа знает, что познает Его, тогда имеет познание и Бога и себя самого.
Но как я выше пояснил, знание, благодаря которому человек видит, не является тем, при помощи которого он знает и познает, что видит. Теперь, на земле, сила, при помощи которой мы знаем и познаем, что видим, является без сомнения более благородной от той, благодаря которой мы видим, ибо природа начинает свое действие от наименьших вещей, в то время как Бог – наоборот, от наиболее совершенных. Природа выводит человека из дитя, а курицу из яйца, Бог же творит человека перед дитем, а курицу перед яйцом. Сначала природа делает дерево теплым и горячим, а уже потом появляется природа огня. Бог поступает иначе: сначала дает каждому творению бытие, а уже потом – вне времени, хотя во времени – дает отдельно все, что с ним связано. Подобным образом также, сначала уделяет Духа Святого, а уже потом Его дары.
Таким образом, по-моему, нет счастья, если человек не знает и не осознает того, что видит и познает Бога, но не дай Боже, чтобы в этом оно заключалось! Если кому-либо другому этого достаточно, пусть сохранит это для себя, но меня от этого уберегите! Жар огня и само его бытие являются в природе чем-то абсолютно различным, и одно очень далеко от другого, хотя соприкасаются друг с другом во времени и пространстве. Видение Бога и наше также являются неподобными и далекими друг от друга.
Поэтому правильно Христос сказал, что «один благородный человек отправился в путь в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться». Ибо человек должен быть единством в себе, искать это одного в себе и в Едином, а также в Нем получить – это значит: видеть только Бога. А также: «возвратиться» - это значит видеть и познавать, что познает и знает Бога*.
Все, что выше было сказано, предрёк уже пророк Иезекиил в таких словах: «большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на чистую возвышенность и снял с кедра верхушку, сорвал верхний из молодых побегов его и принес его вниз» (17,3-4). Того, кого Христос называет благородным человеком, пророк называет большим орлом. А кто же является благороднее того, кто родился от наивысшего и наилучшего, что только может иметь творение, и одновременно из наибольшей глубины Божественной природы, из ее пустыни? У пророка Осии Господь говорит: «приведу душу в пустыню, и буду говорить к сердцу ее» (2,14). Одно с Единым, одно из Единого, одно в Едином и в едином Одно на веки. Аминь.
* Это «возвратиться» значит согласно Экхарту осознание видения Бога – необходимый элемент счастья, но не являющийся ее сущностью.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий