"Идеальный город" Фра Карневале |
О жизни этого художника, создававшего свои произведения в эпоху раннего итальянского Ренессанса, известно относительно немного. Биографы предполагают, что Бартоломео Джованни Коррадини – таким было его светское имя – родился в Урбино (Италия) приблизительно между 1420 и 1425 годами. Сложно сказать, когда и кем были замечены его способности к живописи. Известно лишь, что его обучение проходило под руководством Антонио Альберти – художника, творившего в стиле поздней готики. В 1445 году молодой Бартоломео переезжает во Флоренцию, переживавшую в те времена подлинный расцвет искусства. Там он работал в мастерской Фра Филиппо Липпи. Как известно, приставка «Фра» означает «брат», то есть то, что её обладатель был монахом – человеком, всецело посвятившим свою жизнь Богу. Во времена Ренессанса – впрочем, как и в более ранние и поздние эпохи – монастыри часто были центрами науки иискусства, в частности, живописи. В монастырских стенах были созданы поистине прекрасные и возвышенные творения. Одним из таких центров искусства являлся и кармелитский монастырь, при котором действовала мастерская Фра Филиппо, где молодые художники могли совершенствовать своё мастерство, совместно участвуя в написании картин. Мастерская Фра Филиппо Липпи стала важнейшей школой для Бартоломео Коррадини, во многом определив его стиль живописи.
В 1449 году Бартоломео Коррадини вступает в Орден Проповедников, получив имя Фра Карневале. В том же году он взвращается в Урбино, где совместно с флорентийскими скульпторами Мазо ди Бартоломео и Лука делла Роббиа работает в монастыре Сан Доменико. В 1466 году он пишет алтарный образ в церкви Санта Мария делла Белла (Santa Maria della Bella) в Урбино, а в 1467 году на деньги, полученные от братства Санта Мария делла Белла, покупает дом, где устраивает свою мастерскую.
Фра Карневале обладал разносторонними талантами: он был не только живописцем и искуссным рисовальщиком, но и выдающимся архитектором, автором чертежей и барельефов дворца на Пьяцца Дукале и портала церкви Сан Доменико, участвовал в строительстве местного собора. Большое влияние на искусство Фра Карневале оказали творения Пьеро делла Франческа и архитектора-теоретика Леона Баттисты Альберти. Интерес к классической архитектуре наложил отпечаток также и на картины Фра Карневале, изобилующие изысканными архитектурными образами, чёткой перспективой, ритмом многочисленных арок и барельефами.
С 1481 по1484 годы Фра Карневале работает приходским священником в Сан Кассиано ди Каваллино, недалеко от Урбино, где ревностно служит своей пастве. Умер Фра Карневале предположительно в 1488 году в родном Урбино.
Вот, собственно, всё или почти всё из скудных сведений, дошедших до нас о жизни этого художника. Гораздо больше говорят о нём его картины, отличающиеся ярким стилем и самобытностью.
Одна из наиболее выдающихся ранних работ мастера – «Благовещение», написанная около 1445 года (Samuel H. Kress Collection). В изысканныех фигурах Марии и Архангела Гавриила отчётливо чувствуется влияние Фра Филиппо Липпи, тогда как прекрасный архитектурный ландшафт в какой-то мере можно назвать «визитной карточкой» стиля Фра Карневале. Благовещение происходит в неком идеальном мире, уже преображённом Божественной Красотой. Сходящиеся линии перспективы ведут взгляд к двери, за которой просматривается пышный сад. Выбор такого пейзажа не случаен, а глубоко символичен – сад являет собой образ Сада Небесного. Благовещение, будучи началом земного пути Иисуса Христа, является также началом искупления человечества, открывающим спасённым двери Рая. Открытые двери указывают на обещание спасения и на роль Марии в Воплощении Спасителя.
Другие известные картины Фра Карневале – «Рождество Богородицы» и «Введение Девы Марии в Храм» (обе написаны в 1467 году). Они были написаны как части запрестольного образа церкви Санта Мария делла Белла в Урбино (c 1644 года зарегистрированы в коллекции кардинала Антонио Барберини). Обе работы в настоящее время находятся в собраниях американских музеев – «Рождество Богородицы» в Нью-Йорке, в Музее Метрополитен, «Введение Девы Марии в Храм» – в Бостоне, в Музее изящных искусств.
Картина «Рождество Богородицы» наполнена жанровыми сценами из повседневной жизни времён художника. Внушительное здание, украшенное колоннами, арками и барельефами, сюжеты которых напоминают римские скульптуры, отражает архитектуру знаменитого графского дворца в Урбино.
В «Введении Девы Марии в Храм» Богородица (молодая девушка в синем) изображена во главе процессии, входящей в величественный храм, похожий на базилику. Вместо иудейского священника Фра Карневале размещает у алтаря три фигуры, по-видимому францисканца, доминиканца и некого монаха в капюшоне. Остальные участники сюжета - молодые мужчины, которые отвлечённо общаются, отдыхают или прогуливаются по храму. Декоративные барельефы на фасаде храма показывают события из жизни Богородицы: Благовещение и встречу с Елизаветой. На основании колонн изображена танцующая менада и сатир с трубой, символизирующие языческое прошлое.
Фра Карневале оказал огромное влияние на современных ему художников и архитекторов. Считается, что именно у него выдающийся итальянский архитектор Браманте обучался рисунку. Джованни Бокатти, Пезеллино, Доменико Роселли, Доменико Венециано и другие известные мастера живописи были последователями Фра Карневале, чей стиль всегда остаётся узнаваем и сохраняет свою привлекательность благодаря возвышенной одухотворённости образов и стремлению к совершенной Красоте.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий