Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,30-31.
А вот еще один способ утешения человека: допустим, что кто-либо долгие годы был уважаем и жил в мире, и вот по воле Божьей все это потерял. Что же он должен делать? Пусть хорошо задумается и благодарит Бога! Ибо когда он видит несчастье и скорбь, которые на него обрушились, только тогда осознает, какие у него перед этим были привилегии и безопасность. Поэтому пусть благодарит Бога за мирную жизнь, которую вел столько лет, по достоинству не дорожа ею, и пусть не нарекает. Должен он помнить, что в своем естественном бытии от самого себя имеет он только зло и недостаток. Ни какого блага Бог не дал ему в собственность, но только одолжил. Ибо кто знает истину, тому известно, что Бог, Отец небесный, все блага дает Сыну и Духу Святому, творению же никаких благ не дает, но только одалживает. Солнце дает воздуху тепло, но свет только одалживает. Поэтому свет теряет сразу же после захода солнца, но сохраняет тепло как данное ему в собственность. Поэтому также творения говорят, что Бог, Отец небесный, не является Господом, но Отцом для Сына, подобным образом не является Господом для Святого Духа. Но Бог Отец-Сын-Божий-Дух-Святой является Господом – именно для творений. Поэтому мы говорим, что Бог был Отцом во веки, Господом же начал быть с момента появления творений.
Поэтому если все блага, утешающие и временные, были человеку только одолжены, какой же у него повод для жалобы, если Тот кто ему одолжил, требует возвращения? Должен он благодарить Бога за то, что одолженное позволил так долго держать. Пусть Его также благодарит, что не забирает у него одновременно все, что одолжил, ведь было бы это правильно, если бы Он забрал все, что одолжил, тогда когда человек возмущается, что Он забирает часть того, что никогда не было его собственностью, чего не был он господином. Поэтому пророк Иеремия, когда обрушились на него огромные страдания, правильно взывал в Книге Плача: «по милости Господа мы не исчезли» (Пл. Иер 3,22). Если бы тот, кто одолжил мне блузу, куртку и плащ, забрал бы у меня свою блузу, но оставил на морозное время куртку и плащ, разве я не должен благодарить его и радоваться. Мы должны ясно дать отчет особенно о том, как неправильно мы поступаем, когда злимся и нарекаем по причине утраты чего-либо. Ибо если те блага, которые я имею, хочу считать не одолженными, но данными мне в собственность, значит, я хочу быть господином и Сыном Божьим по природе и в полном этого слова значении, в действительности же не являюсь даже сыном Божьим по благодати, ибо Сыну Божьему и Духу Святому надлежит одинаковое отношение ко всему.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий