Внутреннее деяние

3/11/2013, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,32-33

Следует также знать, что даже врожденная людская добродетель, несомненно, является такой благородной и сильной, что ни одно внешнее деяние не кажется ей слишком трудным или настолько огромным, чтоб она полностью могла в нем выразиться и отразиться. Поэтому также существует деяние внутреннее, которое не могут объять и замкнуть в себе ни время, ни пространство, в котором заключается нечто Божественное и подобное Богу, также не объятому временем и пространством. Оно повсюду и всегда одинаково присутствует, а Богу уподобляется также тем, что не способно его вместить в себе никакое творение и не может в нем полностью отобразить Божью благость. Поэтому должно существовать нечто более внутреннее, высшее и не сотворенное, не охваченное мерою или способом*, в чем Отец небесный мог бы полностью отобразиться, исполниться и явиться; это Сын и Дух Святой. Этому внутреннему деянию добродетели также точно нельзя помешать, как нельзя Богу. Оно блистает и светит днем и ночью, прославляя Бога и воспевая Ему новую песнь славы, согласно словам Давила: «Воспойте Богу песнь новую» (Пс 96,1). Бог не находит радости в земной славе или во внешнем деянии, объятом временем и пространством, тесном, таким которое можно затруднять или принуждать, которое с течением времени и в результате повторения устает и стареет. Это же деяние заключается в любви Бога и жажде добра и благости – таким образом, что все, чего бы человек чистой и полной волей ни возжелал и мог совершить в благих поступках, таким образом, уже это совершил. И в том также подобно оно Богу, ибо о Нем пишет Давид: «Господь творит все, что хочет» (Пс 135,6).

Чтоб изобразить это учение используем пример камня. Его внешним деянием является падение – так долго, пока он не окажется на земле**. Действие это может задержке, также камень падает не всегда и не беспрерывно. Но соответствует ему также еще одно деяние, более внутреннее, а именно – сама склонность к падению. Оно для него врожденно и не может его лишить его ни Бог, ни какое-либо творение. И это деяние камень совершает непрерывно, днем и ночью. И если бы даже тысячу лет он лежал где-то высоко, эту склонность к падению он сохранил бы в той же самой степени, к какой имел ее в первый день.

* см. комментарий (*)

** Примеры взятых чаще всего у Аристотеля космологических взглядов средневековья, согласно которым все имеет свое натуральное место. Для камня это земля, для огня – небо (ранее).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий