Дополнительные источники

9/18/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 6.

Появляется искушение признать, что другие проповеднические вспомогательные материалы не были оригинальными, когда например установим, что братья с Юга не оставили нам собраний жизнеописаний святых, которые предоставляли столько материала для обогащения содержания проповедей, таких как собрание бургундца Жана де Маи* или генуэзца Иакова Ворагинского. Монастырь в Лионе, основанный провансальцами, только после включения его в провинцию Франции стал благоприятной средой, в которой расцвели творения о проповедничестве Гумберта Романского и Стефана де Бурбон**. Наконец, собрания столь полезных для проповедников исторических и нравственных историй, подобных Speculum Винсента из Бове, на Юге нужно было ждать до первого тридцатилетия XIV века, когда там появилась работа Scala coeli Жана Гобби, младшего, доминиканца из Алес. Существует только одно объяснение этого вопроса, и оно не тривиально.

В литературе Запада XIII века изобилующей exempla, то есть дидактическими и назидательными историями, придающими проповедям более популярный характер, доминиканцы Юга специализировались в собраниях exempla личного характера, доминиканских, повествующих о героях ордена. Центром этого характерного творчества стал монастырь в Лимож. Может быть, это произошло потому, что этот монастырь основал человек теснее всех связанный с началами ордена, Петр Селан, который в Тулузе принял первую общину братьев под свою собственную кровлю. Однако только Жерар де Фрашет, который двенадцать лет был приором в Лимож, а позднее провинциалом Тулузы, взялся сначала (в 1252 г.) по личной инициативе, а позднее – поддержанный постановлением генерального капитула (1256-1260) – при поддержке всего ордена, за написание Vitae fratrum, «компиляции славных событий в самом ордене или связанных с орденом». Этот автор в предисловии объясняет, что верный люд уже перенасыщен примерами, взятыми из Библии или творений Отцов, поэтому следует, для разнообразия трапезы собрать оставшиеся крохи и сложить воспоминания из истории Братьев Проповедников.

Другой сын монастыря в Лимож и доверенный Петра Селана – Стефан де Саланьяк (†1291), окончил в 1278 году редакцию трактата De quatuor in quibus, которое позднее продолжил Бернард Ги. Этот последний такими словами характеризовал своего собрата и предшественника: «Прилежный собиратель полезных историй и примеров».

Наконец, именно в Лимож вступает в орден тот самый Бернард Ги и там увлекается собиранием ценных и обширных коллекций на тему законодательства, общин и личностей из своего ордена, особенно из своей провинции. Эти собрания стали основой истории доминиканцев XIII века.

Из отсутствия собственных собраний проповедей и оригинальных трактатов об искусстве проповедничества, и при одновременном существовании характерных собраний доминиканских exempla, можно сделать вывод о популярном, индивидуализированном и живом характере проповедей братьев из Лангедока. Подобно как два первые генеральные магистры ордена, св. Доминик и Иордан Саксонский, овладели они искусством использования в проповедничестве образных и доступных повествований, понятных каждой аудитории. Это придавало их словам особенный стиль, конкретный и приспособленный к потребностям слушателей, позволяющий им продемонстрировать присущее южанам искусство оживлять свои мысли несравненной экспрессией.

Их задание, вся их деятельность, выражалась в проповедуемом слове. Их любовь к публичным выступлениям, диспутам, разговорам проявилась не только в проповедничестве. Оно нашло также свое отражение в актах провинциальных капитул, чему нельзя удивляться, зная общую во всем ордене тенденцию к массовому участию в генеральных и провинциальных капитулах людей, которые не имели к этому никаких полномочий. Не останавливали их ни запреты, ни параграфы конституции, ни репрессии или наказания.

Подобную ситуацию можем заметить в плоскости теологического творчества, поскольку кроме Бернарда из Трилиа, мы не знаем других южных доминиканских теологов в XIII веке. Это свидетельствует об небольшой любви братьев к редактированию и публикации книг. В Лангедоке это относится не только к Братьям Проповедникам. В этой провинции нет никакой витиеватой схоластической литературы, особенно в XII веке и еще достаточно выразительно в XIII. Местная школьная среда была малочисленна; отсутствовали традиции и обычаи в этой сфере. Эта ситуация постепенно улучшалась в течении XIII века, но изменилась только в XIV веке.

Этот исключительно устный характер деятельности, который совершенно не означал слабости проповедничества, не позволял сформироваться собственной оригинальной письменной традиции, за исключением упомянутых орденских exempla. Этот факт подводит нас к следующему выводу.

* Jean de Mailly, французский доминиканец, агиограф, автор сборника легенд Abbreviatio in gestis et miraculis sanctorum. Это творение было окончено в 1243 году, его в своих трудах использовали другие агиографы: Винсент из Бове в Speculum historiae и Иаков Ворагинский в Золотой Легенде. Жан де Маи также редактировал хронику Chronica universalis metensis, которая охватывает историю христианства с 1254 года и упоминает о женщине на папском престоле.

** Стефан (Этьен) де Бурбон (1180-1261) французский доминиканец, инквизитор, проповедник. Автор известных сборников exempla (примеры) – своеобразного жанра средневековой латинской литературы с ярко выраженной дидактической функцией, являющихся ценным источником по истории ментальности и повседневной жизни средних веков. На блоге опубликованы несколько фрагментов его авторства.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий