Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 7.
Отсутствие оригинальности свело научание Братьев Проповедников юга Франции к общим источникам доминиканского проповедничества, из которого черпали в Тулузе еще до того, как оно распространилось во всем ордене. Этим источником, прежде всего, являются книги Святого Писания. Сопоставим это с информацией, переданной нам Жераром де Фрашет, провинциалом Тулузы:
«Много братьев обратило и привело к покаянию огромное число людей, пользуясь только текстами семи канонических посланий, которые Св. Доминик наказывал братьям всегда носить с собой, а также Евангелием св. Матфея».
Обучение, подготавливающее к проповедничеству, было, прежде всего, библейским и теологическим. Основой его было теологическое образование в конвентской школе. Лектор или монастырский доктор мог комментировать исключительно Книги Писания, согласно традиции Sacra Pagina. Перед посыланием на проповедническую миссию требовалось только окончание теологического образования. У якобитов в Тулузе теология развивалась со дня прибытия туда Роланда Кремонского, в соответствии с парижской традицией. Это была традиция суммистов, которым образцом служила столь ценимая в то время проповедниками Summa aurea Вильгельма из Осера*. Если же речь идет о нравственной теологии, то с самого начала и, несомненно, по воле св. Доминика орден пользовался трактатами De poenitentia и различными трактатами о добродетелях, а среди них Summa de Poenitentia каталонского доминиканца Раймунда Пеньяфортского, на которой основывался Роланд Кремонский во время лекций в Тулузе и которая дважды выступает в кодексах якобитов XIII века. Такими творениями насыщались доминиканцы Юга, готовясь к проповедничеству.
Эти творения придают их проповедничеству присущий ему характер. Было оно библейским, позитивным и синтетическим. Заключалось главным образом в изложении христианской доктрины и практики. Хотя уровень умения братьев пользоваться тогдашними экзегетическими методами и ораторскими техниками мог быть высоким, особенно в украшении проповедей примерами, взятыми из энциклопедий, составляемых их собратьями, были они, прежде всего свидетелями полного видения католической веры. Они были не только полемистами или рассказчиками, но трудились над распространением христианского видения мира и его проблематики.
Деятельность, которую доминиканцы юга Франции развивали в XIII веке во все более многочисленных и все более сориентированных в своем призвании монастырях, была проповедничеством в духе смирения. Не силой своих знаний, а свидетельством евангельской жизни общины нищенствующих братьев, ежедневно полагающиеся на Провидение, излагали истины католической веры и призывали народ к практике христианской жизни. Таким было это новое проповедничество, которое св. Доминик смог вписать в пастырскую деятельность Церкви и которое нёс далее благодаря служению своих Братьев Проповедников в Лангедоке.
* Guillaume d'Auxerre (Altisiodorensis) († 1231) – французский философ и теолог периода ранней схоластики, профессор в Париже, автор Summa aurea, специалист по античной философии. Был председателем папской комиссии из трех экспертов, созванной Григорием IX для исследования ценности аристотелизма для христианской философии. Как умеренный последователь Аристотеля, оказал влияние на св. Альберта Великого.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий