Иоанна обольстительница

3/25/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек»*. Часть I. Интервью. 1. a.

(Интервью берет Михал Осек ОР)

Случалось ли в истории Церкви, чтобы женщина становилась папой?

Скажем сразу: никакой папессы никогда, подчеркиваю – никогда не было.

В самом деле? А кто был папой между понитификатами Льва IV и Бенедикта III (855-858)?

Девятый век довольно хорошо исследован в истории Церкви, прежде всего по причине спора папы Николая I Великого с патриархом Константинополя Фотием I. Хоть этот вопрос и является побочным, переписка, касающаяся этого конфликта, является сегодня для нас наиважнейшим источником, на основе которого мы можем ответить на вопрос, кто был папой после Льва IV. Из сохранившейся переписки между архиепископом Реймса и папой Николаем I следует, что легат передавал письма, адресованные умершему в то время папе Льву IV, новоизбранному Бенедикту III. Таким образом, мы знаем, что очень быстро после смерти Льва IV папой стал Бенедикт III. Другим подтверждением этого являются сохранившиеся монеты, на которых изображен Бенедикт III с императором Лотарем I, умершим 29 сентября 855 года. Бенедикт III должен был таким образом стать папой ранее этой даты. В связи с этим нет никакой возможности, чтобы в это время был еще какой-то другой понтификат.

Легенда гласит, что был еще понтификат папы Иоанна VIII, то есть папессы Иоанны. Кто же придумал эту папессу?

Папесса Иоанна – и я это говорю не потому, что являюсь доминиканским историком – доминиканский вымысел. Это мы были теми, кто извлек из тьмы веков некую легенду, придал ей элегантную форму и стал рупором, из которого распространилась повествование о папессе.

Средневековый доминиканец просто придумал эту легенду?

Не совсем, эта легенда функционировала, прежде всего, в среде доминиканцев. Эта история могла интересовать братьев по двум причинам. Или она была полезна, или настолько известна в народе, что невозможно было её избежать. Проповедники использовали её как exemplum – проповеднический пример, который должен был представить какую-либо труднейшую науку. В данном случае – как предполагаем – речь шла о подтверждении общепризнанного тезиса: «Нехорошо, когда женщина облачается в ризы и становится у алтаря».

Разве уже в XIII веке велись споры на тему рукоположения женщин?

Ничего подобного. В эпоху рождающихся готических соборов и университетов, новых орденов и жарких споров, бесполезно искать трактаты, даже критические, которые были бы озаглавлены De ordinatione mulierum. Так как этот вопрос – как полагали тогдашние светила – был настолько ясно изложен отцами Церкви, что равным образом папы (Иннокентий III), юристы (Грациан), как и теологи (Фома Аквинский) ограничивались исключительно короткими упоминаниями на эту тему. Таким образом, интеллектуальные элиты разработали стройную теорию, а для её увенчания не хватало только конкретного образа. Этот вызов приняли не францисканцы или епархиальные священники, а проповедники par excellence – доминиканцы. Братья полностью вовлеклись и результаты их действий – что подтверждает хотя бы это интервью – ощущаются до сих пор.

Что мы узнаем о папессе из самых ранних источников?

Легенду об Иоанне из Англии, которая переодевшись в мужчину, отправилась в Византию, а потом в Рим и была избрана папой, первым записал, правдоподобнее всего, в XII веке Оттон из Фрайзинга. Рассказ этот расширил французский доминиканец Жан де Маи, автор Chronica universalis Mettensis, то есть хроники города Мец. Он описал историю женщины английского происхождения, которая влюбившись в монаха, выехала вместе с ним, чтобы обучаться в Афинах, потом со своим возлюбленным отправилась в Рим, а там – все еще переодетая в мужчину – взбиралась по ступенях церковной карьеры, стала кардиналом, и вскоре папой. Уже само упоминание о функции кардинала показывает, что рассказ этот не мог возникнуть ранее XI века, так как только при Николае II избрание папы было доверено кардиналам. В IX веке это выглядело немного иначе.

Иоанна, как гласит легенда, восседала на папском престоле более двух лет. Умерла во время процессии из Ватикана на Латеран, во время которой правдоподобно родила сына. Произошло это недалеко от базилики св. Клемента, и как пишет Жан де Маи, доказательством этого должен был быть древний памятник, на котором были начертаны буквы P.P.P.P.P.P., что должно было бы означать: Petre, Pater Patrum, papisse prodite patrum («Не позволь, Отче Отцов [Боже], допустить разродиться папессе» или «Петр, отец отцов, открой роды папессы»). Другой доминиканец, советник короля Франции Людовика IX Винсент из Бове, в своем энциклопедическом труде, датированном 1240 годом, также помещает подобную легенду.

продолжение

* Постоянные читатели нашего блога уже знакомы с отцом Томашом Галушкой – польским доминиканцем, историком, исследователем средневековья. Мы уже публиковали две статьи-интервью с ним: «В голове инквизитора» и «Понять инквизитора». В 2016 году в Польше вышла его книга «Инквизитор тоже человек». Несмотря на название, далеко не все содержащиеся в ней повествования касаются темы Инквизиции и вообще истории Доминиканского Ордена, и, наверное, поэтому не вполне соответствуют тематике этого блога, который призван знакомить читателя с историей, традициями и духовностью нашего Ордена. По мере сил и возможностей, будем переводить и публиковать главы из этой книги.

Отца Томаша можно назвать «разрушителем легенд» - определенных стереотипов, существующих в нашем обществе касательно как Инквизиции, так и средневековой истории Католической Церкви в целом. Книга, хотя основана на исторических фактах (а не на домыслах), все-таки не является в полном смысле слова научным трудом об истории Церкви, скорее это популяризация, она написана доступным языком, не без юмора. Надеюсь, каждый читатель откроет для себя средневековье без предубеждений, устоявшихся стереотипов или излишнего романтизма, сможет взглянуть на эту увлекательную историю новым взглядом.

No Comment

Отправить комментарий