Всем любознательным я в настоящей главе сообщу то, о чём читал, что слышал от достойных веры людей в различных частях Италии, а также то, о чём свидетельствуют деяния блаженнейшего отца нашего.
Сей преславный поборник католической веры и подвижник Христов бл. Доминик, будучи священноустроителем благополучия Церкви воинствующей, самостоятельно и совместно с братией своей триумфально оборол еретиков как в Тулузе, так и в Ломбардии, так что (как было надлежащим образом подтверждено на его канонизационном процессе пред лицом Верховного понтифика) в одной только Ломбардии обратил свыше ста тысяч еретиков*, как учением своим, так и чудесами, но тем не менее, ядовитое учение упомянутых еретиков так сильно заразило умы людские, что почти все церковные достояния были захвачены мирянами, которые стали владеть ими как наследственной собственностью, что – к сожалению – и сейчас зачастую творится во многих частях всё той же Италии. Из-за этого понтифики были вынуждены нищенствовать, и у них не было никаких средств, чтобы противостоять заблуждению; они не могли даже помогать с пропитанием духовенству или бедноте сообразно обязанностям своего сана. Узрев сие, святой отец возревновал духом и, не в силах терпеть нищету Церкви (хотя лично для себя и своих последователей он избрал крайнюю нищету), стал подвизаться за Её благосостояние. Итак, призвав некоторых мирян, боящихся Бога и хорошо знакомых ему, он начал вести с ними переговоры об устроении своего рода святого ополчения, которое помогало бы возвращать церковные владения и защищать их, а также добросовестно противостоять еретическом злодеяниям – что и было сделано. Ибо тех, кто вызвался добровольцами, он обязал дать ему присягу творить в меру своих сил всё, что будет им сказано, не считаясь с опасностью ни для себя лично, ни для того, чем владеют. А для того, чтобы их супруги не препятствовали сему святому делу, он распорядился, чтобы супруги, сиречь жёны, тоже присягнули, что не будут препятствовать мужьям, но станут сотрудничать с ними во всём, что для них возможно. И обещал святой обеим сторонам семейной четы, соблюдающим сие, надёжное упование на вечную жизнь; и назвал их Братией ополчения Иисус Христова**. Однако, дабы хоть каким-то знаком выделить их среди прочих мирян и дать им возможность творить ещё и какие-либо сверхдолжные дела сверх обыкновения, он уделил им цвет собственного хабита, сиречь предписал, чтобы как мужчины, так и женщины независимо от покроя одежды всегда носили белое и чёрное, чтобы оба эти цвета служили внешним показателем невинности и смирения. Сверх того, он назначил им читать каждый день некое отмеренное число Молитвы Господней и Ангельского приветствия во время каждого канонического часа, чтобы они не были лишены участия в Оффиции.
Эмблема Воинства Иисуса Христа
После того, как блаженный отец, устроив сие, покинул бремя плоти и преселился на небеса, а с умножением чудес его Апостольский престол, причислив его к лику святых, представил всеобщему почитанию, Братия сии и Сёстры названного Ополчения Иисуса Христа, желая воздать своему уже прославленному Основателю особую благодарность и честь, постановили изменить свое наименование и называться Братией покаяния Бл. Доминика. В изрядной мере привело их к тому также и то, что благодаря заслугам и чудесам блаженнейшего отца, а также учительным трудам его Братьев, и еретическая зараза уже почти угасла, и внешняя борьба уже не казалась слишком необходимой, а оставалось только покаянными подвигами бороться с внутренним врагом, почему, собственно, они и выбрали себе наименование [братства] «покаяния». Наконец, поскольку день ото дня возрастало воинство верных Братьев Проповедников (среди коих, словно утренняя звезда, просиял мученик и девственник Пётр***, который, будучи убит, больше врагов попрал, чем при жизни), была целиком уничтожена как бы стая лисиц, жаждавших разорить виноградник Господа Саваофа (ср. Песн. 2:15, Ис. 5:7), и силою Господней был возвращён мир Святой Церкви Божьей, а потому оное ополчение лишилось цели, а следовательно, и занятия. Но когда мужчины из этого сообщества умирали, пережившие их жёны, памятуя иноческую жизнь, которую они вели вместе с мужьями, не осмеливались заново выходить замуж, но продолжали сохранять свои обеты до самой смерти. Видя сие, другие вдовы, не входившие в союз, но решившие остаться во вдовстве, пожелали следовать примеру упомянутых Сестёр покаяния бл. Доминика и подражать их правилам как средству исцеления от своих грехов. Затем, возросши постепенно числом в разных частях Италии, они стали понуждать пребывавших там братьев-проповедников научить их правилам жизни, что были установлены блаженным Домиником. Поскольку же правила те не были строгими, некий святой памяти отец, на кого была возложена забота обо всём ордене, звавшийся братом Муньо****, испанец по происхождению, предал те правила жизни письменам – каковых они и по сей день придерживаются и называют Уставом, хотя это не должно называть Уставом в собственном смысле слова, поскольку и оный союз тоже нельзя в собственном смысле назвать уставным*****, ведь он не подразумевает принесения трёх обетов, являющихся основными для любого иноческого сообщества.
Далее, по мере того как в различных частях Италии увеличивались число вышеупомянутых сестёр и росли их заслуги, блаженной памяти владыка Гонорий, четвертый папа из носивших сие имя, обоняя благоухание доброй славы их, позволил им буллой слушать во время интердикта богослужения в церкви Братьев Проповедников. Точно так же владыка Папа Иоанн XXII, после того как он провозгласил Климентину****** против бегинок, а также бегардов, заявил в своей булле, что не следует понимать, будто оная декреталия относится к упомянутым Сёстрам покаяния блаженного Доминика, пребывавшим в Италии, и что она ничего из их правил не отменяет.
Итак, читатель, теперь тебе известно, почему в описываемой время в сообществе состояли только женщины, и почему оные сёстры в первый раз ответили, что не в их обычае принимать девиц, а только испытанных вдов. Ну а то, что тут мною описано, я большей частью нашёл в рукописях в разных частях Италии, хотя кое-что (немного, правда) я узнал, расспрашивая и выслушивая достойных доверия старых членов Доминиканского Ордена обоих полов и Сестёр покаяния бл. Доминика. Так что завершим-ка сию главу, дабы вернуться к нашей основной теме.
* Это число сообщается Стефаном, Свидетелем №7, но в своих показаниях он не точно выразился, следует ли понимать тут еретиков или верных, утвердившихся в католической вере. – прим. лат. изд.
** Militia Jesu Christi – Орден Рыцарей Иисуса Христа – светский рыцарский Орден, созданный по типу орденов Калатрава (1157) или Сантьяго (1160). Был основан в Лангедоке (Франция) в 1209 году в начале альбигойской войны (1209—1229). Учредителями считаются: Фулько, епископ Тулузы, граф Симон де Монфор и св. Доминик. В 1221 был, по-видимому, утвержден папой. Это подтверждается двумя посланиями папы Гонория, датированными 1221 годом. Орден должен был представлять собой покаянное братство, а не полноценное военизированное формирование, однако, поскольку он был основан в разгар альбигойского крестового похода для борьбы с катаризмом, получил право сражаться в Лангедоке, как тамплиеры в Святой Земле. По сути, рыцари Ордена защищали интересы Симона де Монфора, и после его гибели, а также окончания альбигойской войны Орден был распущен.
В 1233 г. (уже после смерти св. Доминика) в Парме (Италия) бл. Варфоломей Виченский воссоздал Орден, а в 1235 году его утвердил Григорий IX. В 1261 году, как это описывает Раймонд, он утратил свое воинственное значение и был переформирован в Орден Покаяния, известный ныне как Третий Доминиканский Орден.
Воинство Иисуса Христа возродилось в Риме в 1870 г. благодаря инициативе папских чиновников и содействию со стороны Генерального Магистра Доминиканцев. Пройдя ряд реформ, 21 ноября 1981 Папский Совет по делам мирян утвердил Орден в качестве международной ассоциации верующих (прим. ред.)
На снимке: современные рыцари Militia Jesu Christi.
*** Св. Петр Веронский.
**** Мунио Заморский, Генеральный Магистр Ордена в 1285—1291 годах. Устав, составленный Мунио, был похож на устав рыцарского Ордена 1235 года, но запрещал носить оружие (прим. ред.)
***** Т.е. монашеским. – прим. пер.
****** Одна из Constitutiones clementinae, «Климентовых конституций» – канонических постановлений, разработанных на Вьеннском соборе 1311-12 гг. под руководством папы Климента V. – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий