О происхождении и основании Ордена «Сестер Покаяния» и об их образе жизни

6/19/2017, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть I, глава 7.

Следующие сведения я добыл из рукописей, которые обнаружил в Италии, из информации собранной от старейших Ордена, а также от наиболее доверительных его членов и из истории нашего блаженного основателя - святого Доминика. Этот славный защитник Католической Веры и доблестный воин Иисуса Христа сам и вместе с последователями победоносно сражался против ересей, которые возникали в Тулузе и в Италии. Во время процесса его канонизации подтверждалось, что его учение и соделанные им чудеса обратили более ста тысяч еретиков в одной только Ломбардии.

Однако яд этих заблуждений развратил умы до такой степени, что все церковные приходы были узурпированы мирянами вследствие передачи их по наследству. Епископы, будучи обязаны выпрашивать себе пропитание, не имели никаких средств на реформирование такого оскорбительного положения дел, а также на нужды своих подчиненных и бедняков. Святой Доминик, который выбрал для себя обет бедности, вовсе не хотел видеть Церковь в таком положении, поэтому, он был намерен приложить все усилия ради восстановления её благополучия. Он собрал некоторых мирян, которые, как он знал, имели в себе Страх Божий, и организовал из них благочестивое воинство для восстановления богатства Церкви и сопротивления беззаконию еретиков. Этот план увенчался успехом. Добровольцы поклялись сделать все, что в их силах ради достижения поставленных целей, а в случае необходимости – жертвовать своим состоянием и даже собой. Но так как их жены могли бы им создавать препятствия, святой Доминик призвал их не мешать своим мужьям, и даже наоборот – помогать, насколько это возможно.

Эмблема Воинства Иисуса Христа

Это сообщество приняло титул Братство Воинства Иисуса Христа*. Святой основатель желал отметить их среди остальных мирян отличительным знаком и установить для них некоторые исключительные обязательства. Он предписал им носить цвета облачения Ордена – одежда мужчин и женщин любого образца должна быть черной и белой – как символ невинности и смирения. Также он обязал их читать определенное количество «Отче наш» и «Радуйся Мария», которые должны были дополнять канонические часы в то время, когда они не могли присутствовать при чтении Бревиария. Позже, когда наш благословенный Отец Святой Доминик покинул землю и приобщился к небу, его многочисленные чудеса поспособствовали тому, чтобы Церковь записала его имя в ряд своих святых. Братья и сестры Ордена Воинства хотели почтить память своего славного основателя, приняв сан Братьев Покаяния святого Доминика. Поскольку заслуги святого Доминика и апостольские труды его Ордена практически уничтожили ересь, внешняя борьба уже не была востребована, но осталось необходимым уничтожить внутреннего врага душ и, следовательно, новое название для них было более подобающим и подходящим, нежели старое. Когда пополнились ряды Ордена Братьев Проповедников, Пётр** – девственник и мученик – сиял среди них как лучезарная звезда, торжествуя над своими врагами даже больше после смерти, чем при жизни. Свора лис, которая хотела опустошить Господний Виноградник, была уничтожена, Бог помог восстановить мир в своей Церкви. Причины, по которым был основан Орден Воинства Иисуса Христа, были более не актуальны, поэтому, Орден утратил свой воинственный характер. Когда мужчины, состоявшие в Ордене, умерли, их жены, привыкшие к благочестивой жизни, которую они все это время наблюдали, придерживались её до самой смерти. Другие вдовы, не связанные теми же обязательствами, но которые не выходили замуж повторно, подражали Сестрам Покаяния и следовали их уставу, чтобы очиститься от ранее совершенных грехов. Постепенно их численность увеличивалась в разных городах Италии, а Братья Проповедники руководили ими в духе святого Доминика. Но, поскольку ничто там не было урегулировано, испанский монах, называемый братом Мунио***, благочестивый муж, руководивший всем Орденом, составил письменный устав, существующий до сих пор. Этот устав не является монашеским правилом, поскольку не требует исполнения трех обетов, которые являются основой каждого монашеского ордена. Численность Сестер Покаяния постоянно увеличивалась, и, Его Святость, Понтифик Гонорий IV, принимая во внимание их заслуги, даровал им буллу с разрешением слушать богослужения в церквях Братьев Проповедников даже в период запрета. Иоанн XXII после обнародования буллы Клементина против Бегинок и Бегардов провозгласил, что формально его запрет не распространяется только на Сестер Покаяния в Италии, чей устав не требует никаких изменений.

* Militia Jesu Christi – Орден Рыцарей Иисуса Христа – светский рыцарский Орден, созданный по типу орденов Калатрава (1157) или Сантьяго (1160). Был основан в Лангедоке (Франция) в 1209 году в начале альбигойской войны (1209—1229). Учредителями считаются: Фулько, епископ Тулузы, граф Симон де Монфор и св. Доминик. В 1221 был, по видимому, утвержден папой. Это подтверждается двумя посланиями папы Гонория, датированными 1221 годом. Орден должен был представлять собой покаянное братство, а не полноценное военизированное формирование, однако, поскольку он был основан в разгар альбигойского крестового похода для борьбы с катаризмом, получил право сражаться в Лангедоке, как тамплиеры в Святой Земле. По сути, рыцари Ордена защищали интересы Симона де Монфора, и после его гибели, а также окончания альбигойской войны Орден был распущен.

В 1233 г. (уже после смерти св. Доминика) в Парме (Италия) бл. Варфоломей Виценский воссоздал Орден, а в 1235 году его утвердил Григорий IX. В 1261 году, как это описывает Раймонд, он утратил свое воинственное значение и был переформирован в Орден Покаяния, известный ныне как Третий Доминиканский Орден.

Воинство Иисуса Христа возродилось в Риме в 1870 г. благодаря инициативе папских чиновников и содействию со стороны Генерального Магистра Доминиканцев. Пройдя ряд реформ, 21 ноября 1981 Папский Совет по делам мирян утвердил Орден в качестве международной ассоциации верующих.

На снимке: современные рыцари Militia Jesu Christi.

** Св. Петр Веронский.

*** Мунио Заморский, Генеральный Магистр Ордена в 1285—1291 годах. Устав, составленный Мунио, был похож на устав рыцарского Ордена 1235 года, но запрещал носить оружие.

Перевод: Ursa Minor

No Comment

Отправить комментарий