Путь Истины

5/27/2016, No Comment

Начало книги блаженного Генриха Сузо «Книга Истины» (Büchlein der Wahrheit), Вступление.

Ecce enim veritatem dilexisti, incerta et occulta sapientiæ tuæ manifestasti mihi (Пс 50,8)*

Жил некогда человек во Христе, который в молодости приучил своего внешнего человека ко всему тому, в чем привыкли упражняться начинающие. Но поскольку его внутренний человек еще не достиг умения в совершенном отречении самого себя, он чувствовал, что ему чего-то не хватает – не знал, однако, чего. Это продолжалось очень долго, он жил так несколько лет, пока однажды, когда он полностью погрузился в себя, в этой внутренней сосредоточенности**, услышал такие вот слова: «Знай, что внутренняя оторванность ведет человека к наивысшей истине».

Эти возвышенные слова показались ему тогда чуждыми и непонятными, но, не смотря на это, он был ними восхищен и чувствовал, что как они сами, так и другие подобные не перестают влечь его с огромной силой. Поэтому он задавался вопросом, сможет ли он перед смертью постичь их истинный смысл и в полноте привести в соответствие с ними свою жизнь. И именно тогда он получил предупреждение. Было ему сказано, что под этим внешним образом*** находится обманчивое дно неупорядоченной свободы, укрывающее в себе огромную опасность для святого Христианства. Испугало его то, что долгое время он противился внутреннему голосу, который он услышал в себе.

Когда, однако, однажды он глубоко погрузился в самого себя, Божественная Истина осветила его и поучила, чтобы он не страшился, если заметит, что за благом скрывается зло, поскольку так было всегда, и так останется и нельзя по этой причине отвергать благо. Он также вспомнил, что когда в Ветхом Завете Бог совершал через Моисея истинные чудеса, в то самое время колдуны совершали ложные (Исх 4-8), а когда пришел Христос, истинный Мессия, появились также другие, которые ложно выдавали себя за Него. Так происходит всегда и во всем, поэтому не следует отвергать добро вместе со злом, но одно от другого отделять и из него добывать, так как делает это Слово Божье.

Благодаря этому просвещению он также понял, что не следует отвергать благие и поучительные образы, если их смысл очевиден и не противится вере святого Христианства, не следует также бояться мудрых мыслей, заключающих в себе святую истину совершенной жизни, ибо они освобождают человека от чувственности, являют присущее ему благородство, возвышенность Божьего Бытия и суетность всего иного – и это все побуждает его к необходимому возношению себя поверх всего, вплоть до достижения настоящего отречения. Таким вот образом он вернулся к поискам упомянутого выше истинного отречения, к которому он был призван.

Тогда он возжелал, чтобы Вековечная Истина научила его, насколько это возможно, хорошо отличать людей, стремящихся к простоте согласной с Божьим порядком, от таких, которые стремятся к так называемой неупорядоченной свободе. Он хотел узнать от Нее, в чем заключается настоящее отречение, такое которое привело бы его к нужной цели.

В ответ он получил объяснение, что все это будет ему указано в форме долгого диалога****, в котором ученик будет задавать вопросы, а Истина уделять ответы. Сначала он был отослан к основному смыслу Святого Писания*****, в котором говорила Вековечная Истина, чтобы в нем он искал и узнавал то, что на эту тему сказали люди наиболее ученые и опытные, которым – как мы слышали выше в латинском тексте – Бог явил свою тайную премудрость, и чтобы он познал касающееся этих вопросов учение святого Христианства, и таким образом, не отдалился от несомненной истины.

А вот что в этом разговоре он постиг:

* «Вот, я полюбил истину; неопределенное и укрытое Ты являешь мне в Твоей премудрости» (Вульгата).

** «Погружение в себя», «внутренняя сосредоточенность» - при помощи этих двух словосочетаний можно перевести немецкое Einkehr. У Сузо и у других представителей рейнской школы это слово означает одну из практик внутренней жизни. Вслед за св. Августином они приглашают нас к поискам Бога в собственных недрах, в которые человек «входит» благодаря оторванности от всего (Gelassenheit) и глубокому сосредоточению, соединенному с замиранием действий внешних сил, особенно чувственных. «Вход в себя» может означать также погружение в Бога, вплоть до состояния экстаза.

*** Bild – термин, очень часто встречающийся также в проповедях Таулера и у Мастера Экхарта. Может обозначать «воображение», но также умственное понятие, методы и практики внутренней жизни. Здесь Сузо снова имеет в виду понимание внутренней оторванности, аскетическую программу в нем заключенную. «Предупреждение» касается ошибочного, квиетистского его понимания, которое предавали ему члены сект бегардов и братьев вольного духа.

**** Gleichnis – дословно речь идет о «сравнениях», «примерах» - по примеру притч Иисуса в Евангелиях.

***** Термин «святое» необязательно должно означать то, что речь идет о какой-либо библейской книге. «Писанием» или «Святым Писанием» называли в те времена также творения Отцов Церкви и теологов, которых уважали и считали «авторитетами».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий