Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Истины» (Büchlein der Wahrheit), Глава 1.
Люди, которые жаждут оказаться на пути возвращения, должны познать Первое Начало - своё собственное и всех вещей, ибо в нём также находится их конечная цель. Так вот, все, кто, когда бы то ни было, говорили об истине, согласно принимают существование абсолютно первого и простого, перед которым ничего уже нет. Дионисий*, который этого непостижимого Сущего рассматривал в его наготе, утверждает вместе с другими учителями, что кроме всех даваемых ему имен, упомянутое тут Простое остается полностью безымянным**. Ибо как говорит наука именуемая логикой, название должно выражать натуру и понятие вещи, которую означает. В то же время известно, что натура упомянутого выше простого Сущего является бесконечной, неизмеримой и непостижимой для сотворенного умысла. Поэтому все ученые теологи прекрасно знают, что этот неизмеримый Сущий одновременно безымянный. Поэтому Дионисий в Книге о Божественных Именах говорит, что Бог является Небытием или Ничто. Мы имеем тут в виду всяческие приписываемые Ему способы существования присущие творениям, ибо все, что таким образом мы приписываем Ему, является в какой-то мере ложным, истинным же оказывается отрицание этого***. В этом смысле можно бы Его назвать вековечным Ничто. Если же мы, однако, хотим говорить о какой-либо, даже наиболее возвышенной и наиважнейшей действительности, мы должны найти для нее какое-то наименование.
Сущностью этой молчащей простоты является жизнь, Ее жизнь является Ее сущностью. Это живой субстанциальный и самодовлеющий разум, который познает самого себя, существует и живет в себе самом и является своей собственной жизнью. Больше не смогу о нем сказать. Его-то мы и называем несотворенной Вековечной Истиной, поскольку все вещи находятся здесь в их новизне и в первом, вечном Начале. Именно здесь, как мы это покажем ниже, начинается и заканчивается оторванный человек, который правильным способом погружается в Бога.
* Псевдо-Дионисий Ареопагит (V-VI в.), анонимный автор теологических трактатов вдохновленных неоплатонизмом, был особенно популярен в средневековье. Причиной его популярности стало также отождествление его с Дионисием Ареопагитом (Деян 17,34) и св. Дионисием, первым епископом Парижа.
** De divinis nominibus I, 4-6.
*** Там же, I, 1.5. Вслед за Псевдо-Дионисием также схоластики, среди прочих св. Фома Аквинский, формулировали подобные утверждения в духе апофатической теологии. Они не отрицали возможности позитивного суждения о Боге, поэтому такие утверждения являются только выражением восхищения трансцендентностью Бога и глубокого уважения к Тайне.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий