Духовные утешения и любовь ближнего

6/03/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХIХ.

Я рассказал тебе о заблуждении тех, которые хотят вкушать Меня своим способом и принимать Меня в своем духе, как нравится им.

Сейчас расскажу тебе о другой иллюзии тех, кто всё своё наслаждение полагает в ощущении внутреннего утешения. До той степени, что часто видя ближнего в духовной или временной нужде, под видом добродетели воздерживаются от оказания ему помощи: «Я теряю из-за этого, говорят они, мир и духовное отдохновение, и не могу прочитать часы последования в положенное время». Им кажется, что отвлекаясь от утешения, они оскорбляют Меня. Их обманывает собственная жажда духовного удовольствия. Они намного больше оскорбляют Меня, когда не вспоминают о нуждающихся ближних, чем бросают все свои утешения (ср. Мф 25,45). Я заповедал все упражнения, все молитвы устные и разумные, чтобы привести душу к совершенной любви ко Мне и к ближнему, и сохранить ее в этой любви.

Поэтому они более оскорбляют Меня, оставляя любовь к ближнему ради своего упражнения и спокойствия духа, чем оставляя эти упражнения ради ближнего. В любви к ближнему они найдут Меня наверняка, а в духовной радости, в которой Меня ищут, будут Меня лишены. Воздерживаясь от несения помощи ближнему, они тем самым уменьшают любовь, которую к ним питают; а если уменьшается в них любовь к ближнему, тем самым также уменьшается и моя любовь, а с уменьшением моей любви, уменьшается также их утешение. Таким образом, желая приобрести, теряют; желая потерять – приобретают. Кто хочет потерять свои собственные духовные утешения ради спасения ближнего, получают в награду Меня, приобретают Меня и своего ближнего. За то, что помогал ближнему, служа с любовью, вкушать будет все время сладости моей любви (ср. Мф 16,25; Мк 8,35; Лк 9,24).

В то время как тот, кто не хочет отречься от этих утешений, пребывает в страдании, ибо иногда ведь он должен служить ближнему, когда любовь или необходимость наказывают ему нести помощь в телесных или духовных слабостях. Но тогда он делает это только с трудом, с неохотой духа и с беспокойством совести и мучается так, что становится невыносимым и для себя и для других. Спросите его, откуда эта печаль? «Кажется, ответит он, что я потерял мир и безмятежность. Ибо упустил много того, что привык исполнять. Думаю, что я оскорбил Бога». А это не так. Но поскольку он ищет только собственное утешение, не умеет различить и познать по-настоящему, где находится его ошибка. Он видел бы иначе, что оскорбление заключается не в том, что он не имеет духовного утешения, и не в том, что оставляет молитву в то время, когда требует этого нужда ближнего, а грехом является нарушить любовь ближнего, которого следует любить, служа ему с любовью ко Мне.

Теперь ты видишь, как душа обманывает саму себя из-за духовной любви к самой себе.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий