Первые шаги начинающих

5/01/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 34.

Начала святой жизни бывают различными; один начинает так, другой иначе. Я расскажу тебе о тех, о которых ты меня спрашиваешь. Знаю я одного человека in Christo, который когда начинал, сперва очистил свою совесть исповедью всей жизни. Приступил к ней с огромной ревностью. Жаждал достойно ее сотворить, открыть все свои прегрешения просвещенному исповеднику, который ведь представляет Бога, и получив отпущение отойти от него полностью чистым, так как это произошло в случае с Марией Магдаленой: когда она в сокрушении сердца и со слезами в очах обмыла Христу Его Божественные стопы, Бог отпустил ей все грехи. Таким был первый шаг того человека на пути к Богу.

Этот пример дочь приняла близко к своему сердцу и хотела немедленно сделать то же самое. Желала исповедаться у Слуги, уверенная в том, что он будет для нее наилучшим исповедником, и более того, посредством этой исповеди она станет его духовной дочерью и тем большее получит у него доверие в Боге. Однако, обстоятельства не позволили ей исповедаться устно. Поэтому мысленно она прошла всю свою жизнь (в действительности была она чиста и невинна) и все, что считала грехом, записала на большой восковой дощечке, а потом – добавив просьбу об отпущении – переслала ее ему. Когда он читал дощечку с грехами, обнаружил в конце следующий постскриптум: «А теперь я грешная припадаю к твоим стопам, милостивый отче, и прошу твое полное любви сердце, чтобы ты привел меня обратно к Божьему Сердцу, и чтобы я могла называться твоей дочерью, здесь и в вечности».

Это доверительное благочестие глубоко его тронуло. Он обратился к Богу и так сказал: «Милосердный Боже, что же я, Твой Слуга, должен на это ответить? Должен ли я оттолкнуть ее от себя? – Господи, даже со щенком я бы так не поступил! Если бы я так сделал, может быть Тебя, Господи, оскорбил. Богатств Господа она ищет у его слуги. Ах, мой добрый Господи, вместе с нею я припадаю к Твоим благородным стопам и прошу Тебя, милостивый Господи, чтобы Ты ее выслушал. Взгляни на ее глубокую веру, на ее сердечное упование, ибо она взывает нас. Как ты поступил с тою язычницею? О, всемилостивое Сердце, Твоя милость прославляют за то, что она безгранична, поэтому даже если бы у нее было намного больше грехов, Ты должен ей отпустить. Ах, Милосердие всевышнее, обрати на нее свои благие очи и скажи ей одно малое слово! Скажи: Confide filia, fides tua te salvam fecit*, спасла тебя твоя сильная вера. Сделай это за меня, ибо я уже сделал все, что мог и жажду для нее полного отпущения всех ее грехов»**.

Через того самого посланника он передал ей следующий ответ: «То, о чем ты просила Бога через Слугу, свершилось, и знай, что все это Бог уже давно ему открыл. Тем самым утром, в раннее время, когда он сидел после своих молитв, произошло в нем полное безмолвие, его внешние чувства перестали действовать и тогда он познал много Божьих тайн. Кроме прочего, он понял, каким образом Бог формально выделил ангельскую природу и как каждому ангелу дал его особенные свойства, отвечающие его собственной, невыразимой словами разновидности***. Спустя некоторое время, проведенное в этом небесном наслаждении, которое он вкушал вместе с небесными юношами, когда дух его радовался этим необычным чудесам, явленным его душе, в этом самом видении показалось ему, что когда он сидел среди ангельских хоров, ты пришла к нему и с большим почтением стала перед ним на колени, склонила голову на его сердце и так какое-то время стояла, с лицом, приклоненным к его сердцу, на очах стоящих вокруг ангелов. Брат дивился твоей смелости, но в твоем поведении было столько святого почтения, что в своей доброте он не запретил тебе это. Какие благодати даровал тебе Отец небесный у этого несчастного сердца ты хорошо знаешь и это было видно по тебе, ибо когда спустя какое-то время ты встала, твое лицо сияло радостью и благодатями, не было также сомнения, что Бог уделил тебе какие-то особенные благодати и посредством того же сердца желал передать еще дальше, ради своей славы и твоего утешения».

Нечто подобное случилось также с другой благочестивой особой. Была это девица из благородного рода, жившая в неком замке; звали ее Анна, а вся ее жизнь была сплошной чередой страданий. От юности до самой смерти Бог совершал в ней великие чудеса. Еще перед тем как она узнала Слугу и что-либо о нем услышала, однажды, когда во время молитвы она была восхищена, узрела как в небесном дворце святые всматриваются в Бога и Его прославляют. Тогда она попросила своего возлюбленного Апостола, святого Иоанна, к которому особым образом молилась, чтобы он выслушал ее исповедь. На это тот ответил с большой благостью: «Вместо меня я укажу тебе одного доброго исповедника, которому Бог дал над тобою полную власть; он наверняка сможет тебя утешить в твоих различных страданиях». Она спросила его, кто он и где, а также как его зовут. Он уделил ей ответ на все эти вопросы. Она поблагодарила Бога, а на следующий день встала рано, отправилась в указанный ей Богом монастырь и попросила, чтоб позвали брата. Он вышел к ней к воротам и спросил, какое у нее дело. Она сказала и исповедалась перед ним. Он же, узнав об этом Божественном посольстве, согласился и исполнил его.

Та самая благочестивая особа ответила ему, что однажды узрела в духе красивый куст розы, весь осыпаний красными цветами, на кусте же явился Младенец Иисус в венце из красных роз. Под кустом увидела сидящего Слугу. Дитя срывало цветы и бросало на него, так что вскоре он полностью ними покрылся. Когда она спросила Младенца, что значат эти розы, Он ответил: Символизируют они множество страданий, которые Бог на него ниспошлет; он должен их принять и терпеливо переносить.

* Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф 9,22).

** Такой обмен дощечками следует считать только духовным разговором, с которого началось наставничество Елизаветы Штагель Генрихом Сузо. Нельзя считать это сакраментальной исповедью; такая форма не допускалась церковным правом, поэтому Сузо не уделяет ей отпущение, а только желает ей этого.

*** Сузо следует учению св. Фомы Аквинского, согласно которому каждый ангел является отдельным видом, а не представителем того самого вида, как это бывает с материальными существами.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий