О духовной дочери Слуги

4/24/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 33.

Confide filia!* Во времена Слуги, о которых мы тут рассказываем, в Тёсс жила за клаузурой его духовная дочерь, принадлежащая Ордену Проповедников. Звали ее Елизавета Штагель и вела она внешне очень благочестивую жизнь, а внутри имела ангельскую душу. Благородное обращение ее сердца и души к Богу было таким полным, что она оторвалась от всей этой суеты, из-за которой многие теряют вечное счастье. Весь свой энтузиазм она направляла к духовному учению. Надеялась она в нем найти указания к тому, чтоб вести жизнь блаженную и совершенную, к которой устремлялись все ее желания. Она записывала все, что ей казалось милым, а также то, что ее саму и других могло приобщить к практике Божественных добродетелей. Поступала она как предусмотрительные пчелки, с различных цветов собирающие сладкий мед. В монастыре, в котором она жила среди сестер, как зерцало всяческих добродетелей, не смотря на слабое здоровье, она написала прекрасную книгу. Рассказала в ней о почивших благочестивых сестрах, об их назидательной жизни и чудесах, которые Бог соделал в них. Книга эта людей доброй воли легко может сподвигнуть к благочестию.

Эта благочестивая сестра услышала о Слуге Вековечной Премудрости, а Бог вдохновил ее к знакомству с его жизнью и учением. Она умело вытянула из него признания, касающиеся его обращения к Богу, и в тайне записала их – о чем уже был разговор выше и еще будет.

В начале своего пути она услышала от кого-то о некоторых тонких духовных вопросах**; были это возвышенные мысли, касающиеся обнаженного Божества, ничто всех вещей, уничтожения самого себя посредством отречения и освобождения от всяческих образов***. Эти и иные подобные идеи были облечены красивыми словами и наполняли сердце радостью. Но для простых и начинающих они, однако, заключали в себе некую скрытую опасность, поскольку были полностью лишены необходимых здесь различий, в результате чего, используемые людьми, те же самые слова можно было отнести как к духу, так и к природе. Учение это было само в себе благим, но не могло принести ей пользу. Поэтому она написала Слуге, чтоб он пришел ей на помощь и указал правильный путь. Но поскольку она жаждала вышеупомянутой радости, черпаемой из этого учения, полагала, что Слуга оставит в стороне основные поучения, и напишет ей об этих возвышенных мыслях.

Но Слуга тал ей такой ответ: «Моя добрая дочерь, если ты спрашиваешь меня об этих возвышенных делах только из любопытства, для того, чтоб о них узнать и уметь правильно говорить о духе****, могу тебя сразу короткими словами об этом поучить. Но не радуйся слишком, ибо в этих вопросах можно потеряться и навредить себе. Истинное счастье заключается не в красивых словах, но в благих деяниях. Но если ты спрашиваешь об этом для того, чтоб применить это в жизни, оставь пока эти трудные вопросы и займись такими, которые более для тебя подходят. Ты, как мне кажется, еще молодая и неопытная сестра, поэтому для тебя самой и для других тебе подобных полезней будет познать самые начала – а именно то, каким образом следует начинать, какие выбирать испытания и святые примеры; как в начале своего пути к святости тот или иной друг Бога упражнялся в подражании жизни и страдании Христа; что они на этом пути испытали, каким были их внешнее и внутреннее отношение, увлек ли их Бог сладостью или суровостью, когда и каким образом они освобождались от образов. Именно так возбуждают и поучают начинающего, чтоб следовал дорогой ведущей к наивысшим ступеням – как бы там ни было, истиной является то, что Бог мог бы все это дать человеку в один момент. Но обычно Он так не поступает; обязательны тут борьба и усилия».

Дочь ответила ему:

«Я не жажду ученых слов, жажду святой жизни и имею отвагу стремиться к этому учтиво и как должно, не смотря на цену, хотя бы и должна была бы отрекаться, страдать и умирать, как и делать все иное, что может привести меня к этим высотам; я полна решимости все это пережить. Не смотри на мою слабую натуру. Если ты отважишься посоветовать мне нечто, что приносит боль, укрепленная Божьей силой, я буду иметь смелость это исполнить. Начни от самого основного и поучай меня постепенно, как молодого ученика, которому сначала говорят, как должен поступать ребенок, а потом помогают ему переступать очередные ступени, пока, наконец, он сам не станет мастером в своем знании. Одна только у меня к тебе просьба; исполни ее ради Бога, ибо я жажду, чтобы ты меня не только поучал, но и укреплял во всех испытаниях, какие могут меня встретить».

Когда он спросил, о какой просьбе идет речь, она ответила:

«Отче, я слышала, что пеликан, как ему велит сама природа, калечит свое тело и с отцовской любовью собственной кровью кормит своих птенцов в гнезде. Ах, отче, я бы хотела, чтоб ты точно также поступал со мною, твоим жаждущим дитем, я жажду, чтоб ты кормил меня духовной пищей своего благого учения, и чтоб ты не искал его слишком далеко, но находил ее в себе; ибо чем ближе оно было к тебе, чем лучше ты ее испытал в своей жизни, тем легче примет ее моя изголодавшаяся душа».

Слуга так ей ответил:

«Недавно ты говорила мне о некоторых возвышенных мыслях избранных тобою из сладостного учения благочестивого Мастера Экхарта, которое – совершенно справедливо ты возлюбила. Поэтому я очень удивлен, что после такого благородного напитка этого славного Мастера ты проявляешь жгучую жажду к вовсе неизысканному напитку малого Слуги. Но – если только мое суждение верно – я с радостью должен похвалить твой мудрый подход к этому делу, ибо ты ставишь много вопросов касательно возвышенной жизни и испытаний, которые к ней ведут».

* «Дерзай, дщерь!» (Мф 9,22)

** Как будет ясно из последних предложений этой главы, речь идет об элементах мистической доктрины Мастера Экхарта.

*** На языке мистиков «образ» часто означает внешние вещи или их отражение в человеке в виде понятий и воображений. Приближенным понятием является также «способ».

**** Т.е. о делах духовных, в особенности о самых возвышенных вопросах мистики, касающихся соединения души с Богом. Говорили о них также бегарды и братья вольного духа, но решали их чаще всего в смысле, противоречащем учению Церкви.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий