Внешний и внутренний человек

1/09/2014, No Comment

Из трактата «Об обособленности» (Von Abgeschiedenheit), Мастера Экхарта. 12

Робер Кампен, Распятие

Но кто-нибудь мог бы тут сказать: Эту невозмутимую обособленность сохранил также Христос, тогда когда говорил: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26,38), и Мария, когда стояла под крестом? Ведь так много говорится о Её горькой скорби! Как можно все это примирить с невозмутимой обособленностью? – Так вот, как мы знаем, учителя говорят, что в каждом из нас существует два человека*. Один зовется «внешним человеком» - это чувственная жизнь. Этому человеку служат пять чувств, но действует он силой происходящей из души. Второй называется «внутренним человеком» - и это его духовная жизнь. Так вот знай, что духовный человек, любящий Бога, пользуется силами души во внешнем человеке только в той степени, в котором требуют того пять чувств. Его внутреннее обращается к этим чувствам только за тем, чтобы ними управлять, быть их проводником и хранить их, чтоб по примеру животных полностью не предались своему чувственному предмету, как это случается со многими, кто ищет в жизни чувственных удовольствий и поступают как лишенные разума животные; таких следовало бы называть более «скотом», чем «людьми». Все иные свои силы, кроме тех, что обращены к пяти чувствам, душа отдает внутреннему человеку. А когда этот человек немного обратится к возвышенному и благородному, тогда душа все эти силы, которые давала взаймы пяти чувствам, забирает назад к себе, и тогда он ведет себя так, как будто лишился чувств и впал в восхищение, ибо то, к чему он обращается – познавательные воображения либо понятия лишенные образа**. Знай, однако, что от каждого духовного человека Бог ожидает, чтоб он Его любил всеми силами души. Ибо говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим!» (Мк 12,30). Так вот, есть и такие, которые все силы души полностью тратят во внешнем человеке. Это те, кто все чувства и разум направляют к минующим благам; такие ничего не знают о внутреннем человеке. Ты же должен знать, что внешний человек может быть втянут в разные занятия, и не смотря на это внутренний остается полностью свободным от них и ними не возмутим***. Так вот, как во Христе, так и в Марии был и внешний и внутренний человек. Поэтому если они когда-либо говорили о внешних вещах, делали это в своем внешнем человеке, в то время как внутренний пребывал в невозмутимой обособленности. Так было и тогда, когда Христос говорил: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26,38), как и всегда когда Мария сетовала и говорила о чем-либо; их внутреннее всегда оставалось в невозмутимой обособленности. Воспользуемся следующим сравнением: двери двигаются на петлях. Их внешние доски сравню с внешним человеком, а петли – с внутренним. Когда двери открывают и закрывают, доски двигаются в обе стороны, а петли остаются недвижимыми на своем месте и никогда не изменяют своего положения. Так точно и в нашем случае, если только ты захочешь это правильно понять.

* От разделения этих двух видов людей Экхарт начинает свою проповедь о Благородном человеке.

** …und dieser Mensch gilt (dann) als von Sinnen und verzückt; den sein vorwurf ist eine erkenntnismässige Bildvorstellung oder etwa bildlos Erkenntnismässiges. Это предложение реконструировалось разными способами на основе рукописей и по-разному интерпретировалось. Два вида познания человека, который таким образом «лишился чувств» это познание интуитивное и концептуальное (J. Quint DW,5, стр 452).

*** Сравни похожее в Поучениях.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий