Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.
Кто горячо жаждет принять Тело Господне, пусть не беспокоится о том, что он испытывает в себе и что чувствует, а также насколько велик его духовный опыт и набожность, но пусть внимательно присмотрится к своей воле и внутреннему состоянию. Пусть не переоценивает своих чувств, а самым важным пусть считает то, что любит и к чему стремится.
Первым условием спокойного принятия святого Причастия является совесть свободная от всяческого греха. Во-вторых, воля в человеке должна быть обращена к Богу, так чтобы ни к чему не стремилась, и ничто ее не радовало кроме Него самого и дел воистину Божьих, а также, чтоб ощущала отвращение ко всему, что Ему не нравится. Именно такое внутреннее состояние должно быть для человека проверкой, далеко ли он от Бога или близко. В-третьих, надлежащим плодом частого принятия Пресвятого Таинства должна быть неустанно растущая любовь к Нему и не уменьшающийся при этом священный трепет. Ибо что для одного является жизнью, для другого – смертью. Поэтому внимательно всматривайся внутрь себя и исследуй, возрастает ли твоя любовь к Богу и исчезает ли трепет. И тогда, чем чаще будешь принимать Пресвятое Таинство, тем лучшим будешь становиться, тем лучшей и полезной будет эта практика. Поэтому не позволяй отобрать у тебя Бога людской болтовней или проповедями, ибо, чем чаще принимаешь Его, тем лучшим это становится и более приятным для Него. Ибо Господь горячо жаждет обитать в человеке.
Но ведь можешь сказать: ах, отче, я чувствую себя таким пустым, холодным и медлительным! Боюсь приблизиться к Христу.
На это отвечу: тем более тебе это нужно. Бог тебя возожжет и согреет, освятит тебя, объединит тебя с собою и соделает единым. Ибо в этом Таинстве легче чем где бы то ни было, обретешь благодать, благодаря которой твои чувственные силы, под воздействием возвышенной силы проистекающей из присутствия в плоти Тела Господнего, так объединят и сольют воедино, что все рассеянные мысли человека и его сердце снова вернутся к единству; а если в состоянии разделения они слишком притягивались к земному, теперь вознесутся и в надлежащем порядке обратятся к Богу. Обитающий в тебе Бог будет их направлять во внутрь и освобождать от телесных ограничений временного, чтобы могли охотно стремиться к Божественному, в твоем же теле, укрепленным Его Телом, произойдет обновление. Ибо в Него мы должны преобразиться и с Ним соединиться (2Кор 3,18), так чтобы то что Его, стало нашим, а наше – Его; чтобы наше сердце и Его стали одним сердцем, наше тело и Его – одним телом. Наши чувства, воля, стремления, силы и члены в Нем должны оказаться, так чтобы мы всеми силами тела и души чувствовали Его и ощущали.
Однако можешь сказать: ах, отче, я не чувствую в себе ничего из этого возвышенного, а вижу одно лишь убожество. Как же я отважусь приступить к Нему?
- Боже! Если ты только жаждешь полного преображения своего убожества, иди к переполненной сокровищнице неизмеримых средств, и станешь богатым. Будь уверен, что только Он является сокровищем способным тебя удовлетворить и наполнить. И так говори: «Жажду идти к Тебе, ибо хочу, чтоб Твое богатство заполнило мой недостаток, вся Твоя неизмеримость заняла мою пустоту, а Твоя бесконечная, непостижимая Божественная природа объяла мою нечестивую, испорченную человеческую природу».
- Я совершил столько грехов, отче! Не смогу их искупить.
- Именно поэтому иди к Нему. Он искупил все преступления, в Нем можешь принести небесному Отцу достойную жертву за все свои грехи.
- Ах, отче, я бы так сильно желал прославлять Бога, но не могу.
- Иди к Нему, Он сам является приятным для Отца благодарением и неизмеримым, истинным, совершенным прославлением Божьей благости.
- Короче говоря: если хочешь освободиться от всяческих недостатков, облачиться добродетелями и благодатью, а также – взяв Его Проводником и Предводителем – восторженно шествовать к Истоку, поступай так, чтоб ты мог достойно и часто принимать Пресвятое Таинство. Тогда Он соединит тебя с собою и облагородит своим Телом. Воистину, в Теле Господнем душа так сильно приближается к Богу, что ни одни ангел, даже херувимы и серафимы не в состоянии ни определить, ни заметить делящей их разницы; ибо там, где прикасаются к Богу, прикасаются также к душе, и наоборот. Никогда не появилось единство более сильное, чем это. Ибо душа соединена с Богом сильнее, чем составляющие единого человека тело и душа. Большее это единство чем то, которое получается, когда капля воды падает в бочку с вином. Там вода и вино остаются и далее, здесь – единство настолько тесное, что никакое творение не сможет разглядеть разницу.
- Но ты мог бы заметить: как же это возможно? Ведь я совсем этого не чувствую!
- А какое это имеет значение? Чем меньше чувствуешь, а сильнее веришь, тем больше достойна славы твоя вера, тем большее получит признание и почитание. Ибо полная вера – это в человеке нечто гораздо большее, чем только некое представление; она дает нам настоящее знание. Воистину, ничто нам так не нужно, как истинная вера. Если нам кажется, что намного больше благ имели бы мы в вере переживаемой чувственно, чем в вере лишенной чувств и представлений, источником такого мнения являются только внешние условия, ибо в действительности одна не дает нам больших благ, чем другая. Поэтому, кто одинаково верит, одинаково получает и имеет.
- Тут ты мог бы сказать: как же я могу верить в такое возвышенное? Это выходит за пределы меня, чувствую себя калекой, тянет меня множественность.
- Так вот, ты должен обратить внимание на две вещи в себе – те самые, которые имел Христос. Также и в Нем были силы высшие и низшие. Высшие – наслаждались обретением вечного счастья, а низшие в это же самое время были подвергнуты на земле наибольшим страданиям и тревогам. Но эти действия не мешали друг другу в достижении поставленной им цели. Так точно должно быть и в тебе: пусть высшие силы возносятся к Богу, пусть предаются Ему и с Ним соединяются. Более того: страдания нужно даже поощрять для тела, для сил низших и чувств, дух же должен со всей силой возноситься, чтобы полностью отделенным погрузился в Боге. Страдание чувств и низших сил, а также происходящая в них борьба совершенно не вызывают помешательств в духе, ибо чем большая, чем сильнейшая эта борьба, тем большая и славнейшая победа и проистекающая из нее слава. Ибо чем сильнее искушения, чем сильнее напор зла, которые человек, в конечном счете, побеждает, тем больше он укрепляется в добродетели, тем милее она Богу. Поэтому, если хочешь достойно принять Пресвятое Таинство, смотри, чтобы твои высшие силы были обращены к Богу, а твоя воля искала Его. Обращай внимание также на то, что ты в Нем ищешь, и как выглядит твоя Ему верность.
Если в таком состоянии человек принимает дражайшее Тело Господне, всегда получает огромную благодать, а чем чаще это делает, тем плодотворней. Верьте мне, что человек мог бы принимать Его с такой огромной набожностью и таким большим расположением, что – если бы имел отведенное ему место в самом низком хоре ангелов – после одного только Причастия принятого в таком расположении достиг бы второго хора. Более того: твоя набожность в принятии Тела Господнего могла бы быть настолько огромной, что тебя бы признали достойным восьмого или девятого хора*. Поэтому также, если бы один из двоих людей, во всем друг другу равных, только один раз более достойно принял Тело Господне, сверкал бы перед другим как солнце и достиг бы особенного соединения с Богом.
Принятие и причащение Тела Господнего внешним образом не исключает духовного. Происходит оно в сердце, исполненном жаждою и в набожном соединении. Таким образом, человек может принимать Причастие с непоколебимым упованием, что станет более богатым благодатью, чем кто-либо на земле. И может это делать тысячу раз в день и чаще, где хочет, больной или здоровый. Но должно быть к этому приготовленным, также точно как и к сакраментальному Причастию, согласно обязывающим распоряжениям и силе своей жажды. Если же кому-то не хватает такой жажды, пусть возбуждает ее и приготавливает; поступая так, придет к святости на земле и достигнет вечного счастья. Ибо вечность это подражание Богу и следование за Ним.
Пусть Научающий истине и Возлюбивший чистоту даст нам эти благодати и жизнь вечную. Аминь**.
* В определении числа ангелов, их хоров и иерархии средневековье принимало классификацию, предложенную в творении «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита.
** Такая типичная для Проповедей Экхарта конечная формулировка подтверждает предположение, что эта глава могла первоначально быть самостоятельной проповедью, появившейся, быть может, во времена написания Поучений, а позднее включенной в них.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий