Семь поучений (начало)

7/03/2013, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,50-53

Поразмыслите также над такой ситуацией: Если бы у кого-либо был друг, который бы из-за него испытывал страдания, боль и мучения, тогда правильным было бы для него, находится при нем, утешать его своим присутствием и всеми другими доступными способами. Поэтому в Псалтыри Господь говорит о добром человеке, что находится с ним в его скорби (ср. Пс 91,15). В этих словах можно найти семь поучений и семикратный источник утешения.

СВ. АВГУСТИН кисти Беноццо Гоццоли.

Во-первых, согласно словам св. Августина*, терпение в страдании переносимом ради Бога является лучшим, полезнейшим, более возвышенным и более благородным, чем все, что только у человека можно забрать против его воле, ибо все это только внешние блага. Ради Бога! Ведь даже наибольший богач, если любит этот мир, добровольно и охотно претерпел бы огромную и даже длительную боль, если бы только мог потом стать более могущественным владыкой всего этого мира.

Во-вторых, из этих слов Бога говорящего, что Он пребывает с человеком в его страдании, я не должен даже делать выводы, ибо сами в себе они являются утешающим поучением. Ибо если в страдании со мною находится Бог, что ж больше мне надобно, чего ж еще более я могу жаждать? Не хочу абсолютно ничего иного кроме Бога – разве что я сошел с доброго пути. Св. Августин говорит: «алчным и неразумным является тот, кому одного только Бога недостаточно»**. И в другом месте читаем: «как же может остановиться на внешних и внутренних дарах Божьих тот, кому одного только Бога недостаточно?» Поэтому и в другом месте он говорит: «Господи, если Ты отнимаешь у нас себя, дай нам другого себя, ибо кроме Тебя мы ничего не хотим»***. Также и Книга Премудрости говорит: «Вместе с Богом, Премудростью Вечной, пришли ко мне всяческие блага» (ср. Прем 7,11). В едином смысле это значит, что ничто из того что приходит без Бога, не является и не может являться благим, и наоборот, все что приходит вместе с Ним, является благом, и является таковым только потому, что с Ним приходит. О Боге ничего не скажу. Если бы у творений всего мира отобрать бытие, которое Он им дает, превратились бы они в чистое небытие, лишенное какой бы то ни было ценности, мрачное и враждебное. В приведенном изречении из Книги Премудрости сокрыто еще множество иных ценных мыслей, но их развитие заняло бы слишком много времени.

Господь говорит: «Я с человеком в скорби его» (ср. Пс 91,15). В связи с этим св. Бернард говорит: «Господи, если Ты с нами в страданиях, позволь мне неустанно страдать, чтобы Ты всегда был со мною, а я чтоб всегда имел тебя»****

* См. св. Августин Epistola 138,3,12.

** Проповеди: 3,4; 53,6; 105,4. Экхарт уже цитировал эту сентенцию ранее.

*** Исповедь 13,8.

**** св. Бернард In Ps 90, Sermo 17,4 (PL 193, 252).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий