Семь поучений (продолжение)

7/12/2013, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,54-59.

В-третьих: присутствие Бога в нашем страдании является знаком, что вместе с нами страждет также и Он. Верьте мне, кто знает истину, тот знает, что я не ошибаюсь. Бог страждет вместе с человеком, конечно, страждет по-своему намного сильнее, чем тот, кто переносит боль ради Него. И вот послушайте: если сам Бог хочет страдать, я также не должен от этого уклоняться, ибо, когда мое отношение право, тогда я хочу того, чего Он хочет. Каждый день я молюсь – наказывает мне это сам Бог: «Господи, да будет воля Твоя!» И не смотря на это, когда Он приказывает мне страдать, я жалуюсь; разве это правильно? Нет у меня также ни единого сомнения, что Бог потому так охотно страдает с нами и ради нас, тогда когда мы только ради Него страдаем, что страдает без боли. Страдание приносят Ему наслаждение столь великое, что перестает оно быть для Него страданием. И поэтому если бы мы были такими, какими должны быть, также и для нас страдание перестало бы быть страданием, а было бы наслаждением и утешением.

В-четвертых: сострадание друга уменьшает боль. А если может меня утешить сострадание другого человека, насколько же уверенней утешит меня сострадание Бога!

В-пятых: если бы я должен был сострадать с человеком, которого люблю, а он меня, насколько же правильней и охотней я должен страдать вместе с Богом, который ведомый любовью ко мне – страдает со мною и ради меня.

В-шестых: если Бог страдает ранее меня, я же страдаю ради Него, тогда мое страдание, даже если бы было наибольшим и разнообразным, легко становятся для меня утешением и радостью. Сама природа свидетельствует, что когда мы делаем что-либо ради другого, тогда то, что является целью, ближе нашему сердцу чем то, что мы собственно делаем, ибо к этому приступаем только ради той цели, ради которой этим занимаемся. Кто приступая к строительству пилит дерево и тешет камни, для того чтоб поставить дом для летнего зноя и морозных зим, тот в сердце имеет одно намерение, одна ему светит цель: дом. И никогда бы он не стал тесать камни и не брался бы за всю роботу, если бы не желал иметь дом. Случается также, что больной пьет сладкое вино, а кажется ему, что горькое. И он прав, когда так говорит, ибо всю свою сладость оно тратит снаружи, на окутанном горечью языке, и пока достигнет внутренности, где душа познает и оценивает его вкус. То же самое происходит, и то в несравненно более высоком и истинном смысле, когда человек все поступки совершает ради Бога. Ибо тогда Он исполняет роль посредника того, что для души более всего близко, так что ничто не может прикоснуться ни к ней, ни к сердцу, если перед этим не пройдет сквозь Бога и в Его сладости не утратит свою горечь; все должно бы было тогда утратить свою горечь и стать одною только сладостью, перед тем как смогло прикоснуться к сердцу человека.

А вот еще одно свидетельство и подобие: Учителя говорят, что под небом огонь широко разливается во все стороны и поэтому дождь и ветер, буря и непогода не могут к небу подойти так близко, чтоб могли к нему хотя бы прикоснуться; все горит и гибнет в жаре, перед тем как сможет приблизиться к небу. Точно так все что мы делаем ради Бога, становится сладким в Божьей сладости, перед тем как доберется до сердца человека, который что-либо делает и страдает ради Него. Ибо именно это значат слова «ради Бога»: ничто не достигает сердца, что прежде не проплывет через Божью сладость, в которой тратит свою горечь. Оно сгорает в жарком огне Божьей любви, которая со всех сторон окружает человеческое сердце.

Ясно видим сейчас, как легко и насколько разными способами благой человек может познать разнообразное утешение в страдании, боли и деяниях. Во-первых, когда действует и страдает ради Бога. Во-вторых, когда пребывает в Его любви. Может он также познать и убедиться, все ли поступки он совершает ради Бога и пребывает ли в Его любви. Ибо нет сомнения, что если он страдал и не получил никакого утешения, значит это, что в той же самой мере он не поступал только ради Бога и не пребывал постоянно в Божьей любви. Царь Давид говорит: с Богом и пред Ним идет огонь и пожирает все, что Ему противиться (ср. Пс 97,3) и не подобны Ему: страдание, заботы, тревога и горечь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий