Истинное покаяние и жизнь вечная

4/13/2012, No Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Много есть таких, кто считает, что он обязан совершать великие внешние дела именуемые «делами покаяния», например, постится, ходить босиком и т.п. Так вот, истинным и наилучшим покаянием, которое легче и действеннее приводит к исправлению, следует считать полное и совершение отвращение от всего, что в самом человеке и в творениях не находится в единстве с Богом и Божественным, а также полное и совершенное обращение в непобедимой вере к Богу со всяческой набожностью и жаждою. А по мере того как твой поступок будет приобретать именно эти особенности, будет становиться все более праведным. Чем полнее они проявятся, тем более истинной будет твое покаяние, тем больше отпустится грехов, и даже все наказания. Посредством такого искреннего отвращения от грехов ты бы мог во мгновение ока и так сильно отвернуться от них, и с такой точно силой обратится к Богу, что даже если бы на твоей совести были все преступления со времен Адама по те, что видим сегодня, они были бы отпущены полностью, вместе с положенным за них наказанием, а если бы ты сейчас умер, стал бы сразу пред обличьем Бога.

Вот истинное покаяние. Особенным и наисовершеннейшим его основанием является благословенное Страдание совершенного, удовлетворяющего деяния Господа нашего Иисуса Христа. Чем глубже человек в него проникнет*, тем от более многочисленных грехов и наказаний освободится. Поэтому пусть привыкает к подражанию в своих поступках жизни и деяний нашего Господа, Иисуса Христа – во всех своих действиях и воздержании от них, в страданиях и жизни. При этом пусть он всегда имеет Его пред очами, так как Он нас имел.

Такое покаяние - это ни что иное, как сердце, оторванное от всего и полностью вознесенное к Богу. Поэтому без колебания совершай поступки, в которых наиболее полным образом проявляется такое внутреннее расположение и которые его в тебе утверждают. А если какие-нибудь внешние действия, например посты, бдения или чтения мешают этому, брось их немедленно и не волнуйся о том, что тем самым ты утратишь какой-либо покаянный поступок. Ибо Бог взирает не на вид поступков, а единственно на наполняющую их любовь и набожность, а также на все наше внутреннее отношение, из которого они проистекают, а более всего на то, чтоб мы во всем Его только любили. Тот, кому недостаточно одного только Бога является алчным**. Если Он знает твои поступки, а ты совершаешь их для Него, пусть только этого и хватает тебе и будет полной наградой за них. А с чем большей искренностью и простотой будешь иметь Его пред очами, тем в большей степени все твои поступки будут покаянием за грехи.

Осознай также, что Бог является всеобщим Искупителем всего мира, и за это приличествует Ему от меня благодарность намного большая, чем, если бы Он искупил только меня. Подобно и ты должен быть для себя всеобщим искупителем всего того, что ты испортил в себе грехами. Со всем этим прильни к Нему, ибо грехами ты испортил то, что есть в тебе: сердце, чувства, тело, душу, силы и все остальное; все это стало больным и подверглось тлению. Поэтому беги к Тому, в котором нет ни малейшей порчи, но одно только благо, чтобы Он стал всеобщим Искупителем всей твоей внешней и внутренней порчи.

* «Проникновение» - sich einbilden, или далее: sich hineinbilden. Слово это относится к семейству слов произведенных от слова Bild (образ), которые Экхарт так часто использует в Проповедях, где с их помощью описывает основные элементы процесса духовного преображения человека. Первым этапом является освобождение от образов (Entbildung). Это в свою очередь делает возможным «проникновение» в образ Бога, Иисуса Христа (sich einbilden), вплоть до полного преображения, т.е. приобретения нового образа, новой «формы», вплоть до становления новым человеком, сформированным по образу Иисуса Христа (Ueberbildung).

** Эту мысль автор развивает в Книге Божественных Утешений, в которой ссылается на св. Августина.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий