Как должен жить в мире и подражать Богу тот, кто не испытывает таких больших внешних страданий, какие испытывали Христос и множество святых

5/01/2012, One Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Иногда человека может охватить страх и сомнение, когда он вдруг осознает, что жизнь нашего Господа, Иисуса Христа отличалось такими большими усилиями и страданиями, его же самого не на многое хватает и даже стремления к этому он не чувствует. Когда же он видит то, как сильно он отличается, делает вывод, что находится он далеко от Бога и не может подражать Ему.

Пусть никто не подпускает к себе такие мысли! Пусть не считает, что он далек от Бога только потому, что имеет какой-либо недостаток или слабость, или по какой бы то ни было другой причине. Даже если ты совершил какое-либо тяжкое преступление и поэтому тебе кажется, что ты далек от Бога, то и тогда будь уверен, что Он близко. Отдаление Его от себя является большим злом – тем большим, что независимо от того далек ли человек, Он всегда остается вблизи, а если не может быть внутри, не отходит далее чем за порог.

Подобно обстоят дела с подражанием в суровости жизни. Хорошо подумай, в чем в твоем случае оно должно заключатся. Ты должен понять и считаться с тем, к чему Бог тебя наиболее призывает. Не все же, как говорит св. Павел, призваны идти той же самой дорогой. А если ты утверждаешь, что самая короткая для тебя не ведет через многие внешние поступки, огромные невзгоды или недостатки (все это совсем не существенно – разве что сам Бог к этому призывает, а тот чувствует в себе силу идти этим путем, без ущерба для своей внутренней жизни) – если же ты ничего из этого не испытываешь в своей жизни, довольствуйся этим и не беспокойся.

Однако можешь спросить: если это так маловажно, почему именно так поступали перед нами так много святых?

Так вот подумай: если Господь указал им этот путь, дал им также силы, чтоб по нему шли и переносили связанные с ним тяготы, и в этом нашли Его милость; именно на этом пути могли достигнуть то, что для них наилучшее. Ибо Бог не связал спасение человека с какой-либо одной дорогой. Они воистину отличаются друг от друга, но ни одной доброй дороги Бог не лишил возможности привести к цели, ибо одно добро не противоречит другому. Иногда люди видят кого-то доброго или слышат о ком-то, кто идет другим, чем они путем, и сразу решают, что все потеряно. Так пусть же знают, что ошибаются и поступают плохо. Хватит того, что не нравится им чей-либо путь, и уже неважно в их очах, что равно и он сам, как и расположение этих людей являются добрыми. Так нельзя! Более чем путь оценивать нужно доброе расположение человека. Но нельзя пренебрегать также и никаким путем. Никто не может держаться только одного, не могут все шагать тем самым, и также один человек не в состоянии пройти все.

Пусть каждый придерживается своего собственного пути, пусть в него включает все другие и старается на нем реализовать всяческое добро и все другие пути. Перемена пути угрожает постоянству, как сердца, так и самого пути. Что может тебе дать один, того же самого можешь достичь и на другом, если только будет добрым и славным, а главное – ведущим исключительно к Богу. Ведь не могут же все пользоваться тем же самым путем. Это касается также подражания суровости жизни упомянутых выше святых. Она может нравиться тебе, можешь ею восхищаться, но ты не обязан сразу же ступать по их следам.

Однако можешь сказать: Господь наш, Иисус Христос шел путем наиболее возвышенным, а Ему мы обязаны поражать всегда.

Это правда, Христу мы должны подражать. Но не в каждом Его деянии! Он постился сорок дней – в этом, однако никто не должен Ему подражать. Много деяний Христос совершил с той мыслью, что мы должны подражать Ему не материальным способом, а духовным. Поэтому мы являем наибольшую ревность в подражании Ему духовным способом, ибо Ему более угодна наша любовь, чем наши поступки. Пусть каждый подражает Ему своим собственным образом.

Но как?

- Во всем!

- Как, каким образом?

- Так как я уже об этом неоднократно говорил: духовный поступок считаю намного лучше, чем телесный.

- Как это понимать?

- Христос постился сорок дней. Подражай Ему следующим образом: Размысли над тем, к чему ты наиболее склонен и что чаще всего тебя притягивает. На этом и сосредоточь свое внимание и старательно приглядывайся к себе. Охотное, многократное воздержание от этого принесет тебе больше пользы, чем полный отказ от пищи. Также точно труднее тебе будет иногда воздержаться от какого-либо одного слова, чем сохранять полное молчание. Подобно, более трудным иногда бывает принятие одного оскорбительного слова без значения, чем сильного удара, к которому человек заранее приготовился. Намного труднее также сохранять уединение среди толпы, чем в пустыне, отречься от какой-либо малой вещи, чем от большой и сделать какую-то мелочь, чем совершить деяние считающееся великим.

Таким образом, человек может в своей слабости прекрасно подражать Христу и не должен считать себя слишком отдаленным от Него.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

One Comment

Mazillka @ 1 мая 2012 г. в 19:56

Очень кстати и вовремя это поучение. Спасибо!

Отправить комментарий