О приемлемом, согласным с принятыми обычаями способе использования изысканных блюд и элегантных одеяний, а также пребывании в веселом обществе

5/14/2012, No Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

Не волнуйся, когда слишком уж хорошими кажутся тебе блюда или одеяния. Лучше приучай свою глубину и дух к вознесению высоко над такими вещами. Кроме Бога ничто не должно побуждать твой дух к радости и любви; над всем иным пусть вознесется высоко.

- Почему?

- Потому, что слаб тот дух, который был бы зависим от внешних одеяний. Скорее внутреннее одеяние должно решать о внешнем, если тебе принадлежит право выбора. Если тебе достанется какое-нибудь другое (чем бы ты хотел), прими его глубоко внутрь себя, как тебе соответствующую и чувствуй себя в нем равно хорошо как в каждом ином, которое бы тебе досталось в удел; носи его охотно, и не противясь. Так точно поступай и с блюдами, приятелями, родственниками и со всем иным, что Бог тебе дает или отнимает.

А потому, как я думаю, лучше всего, когда человек полностью уповает на Бога, и когда Он возложит на него какое-либо бремя, например оскорбление, мучение или какое-либо иное страдание, пусть примет это с радостью и благодарностью, а также – вместо того, чтоб выбирать самому – лучше пусть позволит вести себя Богу.

Поэтому во всем от Бога принимайте поучения и Ему следуйте, и будете безупречными. В таком расположении можешь принимать даже почитание и мир. А если кого-то встретит тревога или бесславие, пусть их также переносит, и притом – охотно. Поэтому те, кто готов поститься, могут также спокойно вкушать.

Это также является причиной, по которой Бог не позволяет своим друзьям много и тяжко страдать. Если бы не это*, Его безмерная верность не могла бы этого допустить, ибо страдание несет в себе великое благословение, а Он не хочет и не может лишить своих избранных даже малейшего блага. Но Ему хватает благ, правая воля – в противном случае Он не позволял бы им избегать страданий, из-за укрытых в них невыразимых благословений.

По этой причине, если что-либо достаточно для Бога, ты также довольствуйся этим, а если что-либо другое для тебя постановит, и тогда будь доволен. Ибо человек должен всем нутром до такой степени всей своей волей принадлежать Богу, чтобы не беспокоится ни по каким поводам или действиям. Прежде всего, избегай бессмысленного отличия в одеянии, блюдах и словах, использовании громогласных изречений, например, или в жестах. Знай же, что не всякий отход от принятых традиций запрещен тебе. Ибо бывают особенности, которые иногда следует сохранять. Ибо если некто – необычен, должен также иногда и различными способами совершать необычные дела.

Пусть человек во всем воссоздает** внутри себя нашего Господа, Иисуса Христа, так чтобы можно в нем было заметить отблеск всех Его деяний и сияние Божественного; пусть также старается, как можно более совершенным способом уподобиться Ему и – если это возможно – носить в себе все Его деяния. Ты действуй, а Он пусть в тебе обретает форму. Совершай поступки в духе полной преданности и полной уверенности; неустанно приучай к этому свой дух, во всех деяниях становись Ему подобным.

* Если бы не тот факт, что тяжкие страдания, хотя и являются великим благословением, не являются, однако единственным путем к святости, Бог не мог бы избавить от них своих избранных.

** Также в этом абзаце дважды использовано слово sich hineinbilden (см. примечание), в отнесении к Христу, которому человек во всем должен уподобиться, Его образ воспроизводить внутри себя.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий