Диспенсации

6/18/2021, No Comment

Из статьи брата Адама Полихи ОР, «Кулинарные предпочтения средневековых доминиканцев», 2.

От категорического запрета употребления мяса, записанного в первоначальных Конституциях, развилась система диспенсаций. Во второй половине XIV века в провинции Арагона установилась привилегия для провинциальных лекторов (братьев, ответственных за интеллектуальную формацию), позволяющая им есть мясо, что позднее стали считать обычной практикой. Либерализация правил была оправдана тяжестью исполняемой ими работы, а также тем, что это стало обычаем в других провинциях. Не ясно, каким образом возник там такой обычай – был ли он эффектом установленного правила, или отступлений от орденских запретов. Этот пример показывает, что братья, занимающие в ордене высокое положение, являющиеся лидерами и примерами для остальных, хотели, чтобы правила были изменены из-за их значения. Они не боялись в этом вопросе использовать свое влияние. После того как таким образом получили привилегии лекторы, также другие группы братьев, занимающие видные посты, вскоре получили разрешения такого типа. Инквизиторы, магистры наук, генеральные проповедники и другие получили привилегию употреблять мясо, хотя остальные братья были обязаны соблюдать правила, прописанные в Конституциях. Изменению подверглись также правила, касающиеся принятия пищи вне своего конвента. До 1371 года уже не только дефиниторы, провинциалы и генеральные проповедники могли употреблять мясо, когда находились в гостях в другом монастыре.

Большие изменения в modus vivendi произошли во время кризиса, который переживал орден. Первый серьезный кризис настиг орден уже в XIV веке, почти через сто лет после его основания. Уменьшалось апостольское рвение, верность общинной жизни, ревность в добровольной бедности. Братья начали игнорировать обучение, носить нескромные одеяния, ездить верхом, украшать кельи, в рацион также вернулось мясо. Возможность реформы и возвращению к первоначальным правилам появилась, когда Магистром стал Раймонд Капуанский. Визитируя провинции, он находил братьев искренне преданных ордену и жаждущих служить Богу. В Германии он встретил Конрада Прусского, неформального предводителя братьев, которому доверил власть над конвентом в Кольмар в 1388 году. Следующим шагом Раймонда было распространение немецкого опыта на весь орден. Для этого он призвал все провинции создать на своих территориях конвенты с жесткими правилами и живущие настоящей бедностью нищенствующих орденов. Братьев, которые в них воспитывались, должны были высылать в другие монастыри, чтобы изменить образ жизни во всем ордене. Реформа Раймонда часто встречалась с сопротивлением, и при жизни Магистра не удалось провести её во всем ордене. С течением времени инициатива Раймонда стала причиной возникновения в ордене двух видов конвентов – со строгим уставом, верно хранящих конституции (доминиканские обсерванции), и те, которые отступили от первоначальной суровости. Монастыри обсервантов начали создавать сообщества, провинции в провинции, которые находясь в единстве с орденом, подчиняясь провинциалам, одновременно имели права самоуправления. Существуя друг возле друга, далее в рамках единой институции, два образа жизни доминиканцев постоянно конкурировали между собой, хотя преимущество получили обсерванты. Возникало все больше общин, строго соблюдающих обычаи. Случалось даже, что в городе, где уже были доминиканцы, появлялся второй монастырь, строго соблюдающий конституции. Так случилось в Палермо в 1429 году. Возвращение братьев к требовательной жизни, связанной с отречениями, находило поддержку в обществе и у церковных и светских властей, которых возмущал слишком уж мирской образ жизни монахов. В Лоди (Испания) в 1489 году толпа людей, разгневанных духовным и земным упадком братьев, ворвалась в монастырь, вытащила из него монахов и была готова разрушить строения, если бы брат-обсервант не убедил их прекратить уничтожение. Различие между образом жизни обсервантов и нежелающих реформироваться уменьшалось. Мясо снова все реже появлялось на столах доминиканцев. Давление окружения, властей и пример братьев стали причиной ужесточения дисциплины во всех конвентах. Также со стороны обсервантов изменилась непримиримость в понимании Конституций и они все чаще стали пользоваться правом диспенсации.

Раймонд Капуанский и ранние реформаторы пытались вернуть дисциплину, которая господствовала в первом столетии существования ордена. Когда монастырь принимал реформу, братья восстанавливали клаузуру, закрывали ворота в надлежащий час, сменяли одеяния на более скромные, переставали декорировать кельи, в монастыре начинал витать дух отречения и бедности, а из рефектария пропадало мясо. Несмотря на добрую волю, требования оказывались слишком тяжелыми для многих. Поэтому некоторые монастыри получали позволение оставлять собственность и готовить мясо в некоторые дни. В 1465 году Павел II уделил немецкой провинции привилегию употреблять мясо раз в день трижды в неделе. Обоснованием этой привилегии был холодный климат этой страны и то, что в нем вино не было традиционным напитком. Три года спустя монастырь обсервантов в Эрфурте в провинции Саксония, получил такую же привилегию. Монастырь к Эрфурте, будучи местом обучения, имел трудности с тем, чтобы прокормить большое количество братьев во время формации. Вегетарианская диета, которая требовала заменителей мяса, была иногда более дорогой, чем мясная. Монастырь предстал перед альтернативой – закрыть школу или влезть в долги.

В 1481 году монастыри в Португалии получили от Магистра ордена позволение употреблять мясо по воскресеньям, вторникам и четвергам. Причиной такой диспенсации была трудность с доставкой рыбы, яиц и других заменителей мясных блюд. Блаженный Андрей Абеллон, викарий испанских реформированных монастырей, разрешил употреблять большй кусок говядины и второй – баранины на праздник Младенцев, выпадающий 28 декабря. Реформа Раймонда и его последователей подготовила орден к вступлению в XVI век. Не реформированная часть ордена не могла похвастаться такими результатами пастырской работы и такими личностями, как обсерванты. Великие доминиканцы, как Иоанн Доминичи, Викентий Феррери, Иоанн Нидер или Савонарола выводились из общин обсервантов, которые строго соблюдали положения конституции, в том числе и трапезный modus vivendi.

Следует заметить, что конвенты обсервантов притягивали больше кандидатов и не имели такой проблемы с призваниями как не реформированные доминиканцы. В качестве примера можно упомянуть монастырь в Базеле, не территории современной Швейцарии. После введения реформы в течение нескольких следующих лет число братьев возросло с 30 до более чем 80. Вопреки видимости, убогий и полный отречения способ жизни оказывался для некоторых более привлекательным и достойным доверия. Он больше отвечал духовным нуждам и давал лучшие результаты, если речь идет о внутреннем возрастании.

Действительное завершение реформы, начатой в XIV веке, принес век XVII. Реформа вернула ордену жизнеспособность, смысл и цель, способность предпринимать новые миссии и реализации призвания. В общих чертах реформа заключалась в возвращении орденской дисциплины и воскрешении ранних практик монашеской жизни, частью которой является режим питания, частые посты и отказ от мяса. Реформаторы считали, что посты являются настолько важной частью жизни монахов, что весь доминиканский образ жизни теряет качество и эффективность без практики таковых.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий