Значение аскетизма в употреблении пищи

6/28/2021, No Comment

Из статьи брата Адама Полихи ОР, «Кулинарные предпочтения средневековых доминиканцев», 3.

Совместное употребление одинаковых блюд должно было объединять общину, поддерживать дисциплину, облегчать молитву. Было оно чем-то важным для институции. Поэтому братья в принудительном порядке должны были исполнять требования, которые ставились перед ними, а за непослушанием следовало наказание. Это делалось возможным благодаря пенитенциарной системе, применяемой в общине. Употребление мяса и другие злоупотребления, связанные с принятием пищи, появлялись уже ранее как дисциплинарная проблема. Об этом свидетельствуют выговоры, которые регулярно появляются в постановлениях генеральных и провинциальных капитулов. В качестве примера можно привести фрагмент из актов провинциального капитула польских доминиканцев, состоявшегося в 1338 года:

Item, quia Johannes dictum Scoda in conuentu Syradiensi precemtum (veniend) […] comendentis carnibus in diuersis locis et aliis grauibus sibi prohibitis per eundem in capitulo expressis temeriare est transgressus, dictas carnes statim post suum recessum fratribus dando […] et contemptibiliter recepit ipsum, pro huiusmodi transgressionibus et contempt ad tres annos omni voce priuamus et notyficamus, sex dies in pane et aqua indispensabilites ieiunari teneatur.

Как видно из цитируемого фрагмента, брат, главной провинностью которого было употребление мяса, в качестве наказания получил три года поста на хлебе и воде шесть дней в неделю. Это фрагмент взят из актов польской провинции, то есть части ордена, которая была значительно отделена от места рождения институции и можно так выразиться, находилась на её периферии, далеко от е сердца. Мы знаем множество примеров действия пенитенциарной системы, также в других провинциях. В 1353 году брат по фамилии Гаскони, из конвента в Уэска в Испании, в качестве приговора, был на два года лишен права голоса в конвенте и на два года лишен мясных блюд. Он был так наказан за употребление мяса с другими братьями без специального на то разрешения. Иногда братьям так сильно хотелось мяса, что они прибегали к воровству. В 1353 году шестеро братьев из конвента Сервера были приговорены за кражу кур в близлежащих селах и съедение таковых. Обвиненные не признавали вину, проявили упорство и отсутствие уважения к настоятелям. Трое из них были приговорены к заключению на неопределенный период и лишение права голоса на пять лет. Остальные получили более мягкие наказания. Их разослали в разные конвенты, чтобы их разлучить. В 1354 году Доминик де Тарка, из упомянутого конвента Сервера был приговорен за употребление мяса вне своего монастыря. Наказанием было пять лет отказа от мясных блюд. Наказания братьев за воровство мяса, укрывание или употребление такового без разрешения не всегда предотвращали дальнейшие нарушения правил. Не смотря на старания настоятелей и налагание иногда весьма суровых наказаний, орденские обманщики или попросту братья слабого характера и далее поступали вопреки конституциям. Как показывают записи из актов, на обеды в монастырский рефектарий часто приглашали францисканцев, членов рыцарских орденов, семью, друзей и других гостей, так как во время трапезы с гостями можно было подать также мясо. Например, в 1357 году некие Пере де Таррега и Франсиско Мониа были обвинены и наказаны за приглашение францисканцев в конвент в Лерида (Испания) и употребление вместе с ними мяса.

Трапезы, нарушающие уставы монашеской жизни, употребляли не только рядовые братья. В 1352 году Гильом Доменах, викарий конвента в Валенсии, был наказан за то, что пригласил братьев, настоятелем которых он являлся, на совместное употребление мяса. Способов есть то, что было запрещено, было множество. Луппи де Бьельса, исполняющий обязанности специального инспектора, следящего за тем, живут ли братья в конкретных монастырях согласно уставу, был наказан провинциальным капитулом за то, что избегал совместной трапезы с братьями в рефектарии. Луппи обедал в инфирмерии, вместе с больными, где подавали мясо, отсутствие которого он ощущал в монастырском рационе. Это был печальный пример преступления брата, занимающего значительный пост в ордене; вместо того, чтобы укреплять дисциплину – к чему обязывал его занимаемый пост – он стал предметом соблазна.

В борьбе за вегетарианскую диету случались ситуации совсем уж комические. В 1354 году на несоблюдении устава были пойманы повара кухни одного из монастырей, несомненно, поступающие так под влиянием братьев, требующих большего количества мяса в рационе. Настоятели ордена должны были объяснять со всей незаинтересованностью, что фрикадельки в соусе следует причислять к мясной пище, и их употребление также употребление также запрещено, кроме четырех периодов, упомянутых в уставе. С 1353 года братьям разрешили употреблять мясо в течение четырех периодов в году: перед Великим Постом, после Пасхи, в торжество св. Ремигия и перед Адвентом. В каждом из этих периодов можно было употреблять мясо максимально на протяжении восьми дней.

Учащавшиеся наказания не гасили в братьях желания полакомиться мясом, не смотря на то, что даже святая сила легенд и монастырских преданий была включена в борьбу со слабостями. Кроме упомянутого уже рассказа Гумберта Романского в устном предании кружила история о том, как брат Томас Карницер, считавшийся святым, спас двоих собратьев от страшных видений. Так, в их монастырь проник демон и принял облик осла, потом он умертвил сам себя, так что братья смогли освежевать и съесть «демоническое мясо». Устрашившись своего обжорства и уже не совсем в своем уме, они начали видеть трупы людей и животных, свисающих с потолка в рефектарии. В этот момент вошел богобоязненный брат Карницер, который отогнав страх, поучил братьев, чтобы больше никогда не ели мясо без позволения.

В 1321 году провинциальные настоятели в Испании нашли двоих братьев, виновных в нелегальном употреблении мяса. Виновники, кроме того проявили отсутствие уважения и злонамеренность в отношении настоятелей во время выговора касательно этого прегрешения. В качестве наказания провинциал Арно Бургет лишил братьев возможности учиться и права голоса на протяжении двух лет, а также отослал их в монастырь на Майорке. Там они должны были служить в местном госпитале и инфирмерии каждый день недели, кроме одного, в который должны были есть свою трапезу, состоящую из хлеба и воды, с пола. В этом случае мы не уверены, за что были наказаны братья: за употребление мяса, или скорее за отсутствие смирения по отношению к настоятелям во время следствия. Наверняка провинциал Бургет был уверен, что мягкое отношение к прегрешениям не способствует исправлению братьев, а стыд и уничижение – более эффективны.

окончание

No Comment

Отправить комментарий