Из статьи брата Адама Полихи ОР, «Кулинарные предпочтения средневековых доминиканцев», Окончание.
Доминиканцы не были вегетарианцами, в том смысле в каком это определение используют сегодня. Их диета не была следствием желания красиво выглядеть или быть здоровыми. Употребление мяса не запрещала также исповедуемая вера. Они прекрасно понимали питательную ценность различных видов мяса. Об этом свидетельствуют правила, позволяющие употреблять мясо братьям, которые по причине болезни в этом нуждались. Доминиканский способ питания имел, прежде всего, аскетическое и религиозное значение. В период средневековья Церковь намного более, чем сегодня подчеркивала необходимость поста и отречения. Одним из основных отречений является, конечно, ограничение употребляемых продуктов. Отречения в этой материи должны были помочь христианам в борьбе со всяческими вожделениями и искушениями. Они были своего рода оружием в борьбе со злым духом. Традиция постов и отречений весьма давняя. В различных исторических периодах подход к ней менялся, и по-разному выглядело рвение исповедников Христа в предании себя этой практике. В ордене доминиканцев ситуация выглядела аналогично. Были периоды, когда идеи основателя сурово исполнялись, равно и такие, когда дисциплина общинной жизни слабела, и появлялось много злоупотреблений. С течением времени развивалась также система диспенсаций, которая давала привилегии касательно качества и количества пищи некоторым братьям, исполняющим специальные служения. Как показывает описанная реформа Раймонда Капуанского, до конца средневековья и позднее существовали конвенты доминиканцев, в которых не соблюдали трапезные обычаи, записанные в Конституциях, по крайней мере, если речь идет о мясной пище.
Другой важной причиной христианского способа питания доминиканцев была, кроме аскетики, община. Ели вместе такие же самые блюда, чтобы подчеркнуть братство и единство со всей Церковью. Посты были коррелированны с литургическими периодами, а употреблению пищи сопутствовал религиозный ритуал. Пищу вкушали в определенное время, до и после трапезы молились, блюда подавали в строго определенной последовательности. Все это для того, чтобы оказать братство, вместе укрепить силы в пути, которую вместе проходили. Вегетарианство доминиканцев, как и все другое в их жизни, было направлено на высшее благо, на достижение вечной жизни в небе, к которому шли в общине, не каждый отдельно. Доминиканцы не употребляли мясо также не по причине, которую можно бы было назвать экологической. Отказ от мясной пищи не аргументировался тем, что употребление пищи имеет плохое влияние на окружающую среду, или тем, что животные – наши братья, которых мы не должны поедать.
В доминиканском отказе от мяса выразительно обращает на себя внимание забота об окружении и не навязывание деспотически своих взглядов. Монах в гостях не терроризировал хозяев своими обычаями, а смиренно мог принять то, что ему подавали. Также обычай избегать приглашения гостей в монастырские рефектарии свидетельствует о нежелании навязывать свои посты другим. Но если кто-либо решался стать доминиканцем, должен был изменить образ жизни и соблюдать суровые обычаи. Если он этого не делал, в ордене существовали способы принуждения к соблюдению принципов различными способами. Приведенные примеры свидетельствуют, что нарушение правил случалось довольно часто и не все братья были убеждены в пользе постов и отказа от мяса. Следует также добавить, что капитулы не фиксировали всех злоупотреблений, а только те дела, которые не удавалось разрешить на более низких уровнях орденской иерархии.
Устоявшийся в нашем воображении образ монахов из Монахомахии Красицкого* является ложным, по крайней мере, относительно средневековых доминиканцев. Их вегетарианство вместе с другими обычаями, касающимися трапез, показывает история ордена, это из монастырей, в которых царил дух поста и покаяния, выходили наилучшие проповедники, эти монастыри имели больше кандидатов и славились лучшим мнением в мирском обществе.
* Монахомахия (битва монахов) - ироикомическая поэма Игнатия Красицкого, изданная в 1778 г. Тема произведения - борьба двух орденов: кармелитов и доминиканцев. Представление спора монахов в произведении отличается гротескным юмором. Одновременно Монахомахия является острой сатирой, критикой, укрытой под видом забавных персонажей. Произведение динамичное, полное комизма, примером чему является хотя бы батальная сцена, когда в ход идут посуда и столовые приборы, особа отца Илария или же факт, что ссорящихся объединяет крепкий напиток и общее пристрастие к чарке. Монахомахия вызвала скандал – выступала против орденов, благополучной жизни духовенства, праздности и отсталости. Является сочиненной в духе просвещения критикой общественных пороков, присутствующих также и в Церкви, что Красицкий никогда не скрывал.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий