Из статьи брата Адама Полихи ОР, «Кулинарные предпочтения средневековых доминиканцев»*, Вступление.
Кулинарные предпочтения изменяются вместе с историческими эпохами, революциями и войнами. Влияние на них имело открытие Нового Света, а сегодня – развитие торговли и экономики, а также научные открытия. На то, чем мы питаемся, имеет влияние не только внешние факторы, которые решают о доступности определенных видов пищи, изменяет его также идеологии и религии, которые влияют на взгляды, касающиеся того, когда и что мы должны есть. Определенная диета характеризирует каждого человека, и отличается в зависимости от классов, институций и социальных групп, объединенных более или менее формальным образом. Определенным образом питаются солдаты, подобно и монахи – «солдаты Христа» - имеют весьма определенные кулинарные предпочтения. Монастырская диета очень часто подвержена всяческим рестрикциям и ограничениям, намного большим, чем многие светские наблюдатели за монашеской жизнью могут себе представить.
Слово «диета» происходит от древнегреческого diaita, которое означает «стиль жизни». Такая этимология наверняка нас не удивляет, так как среди всего того, что мы делаем, именно наши кулинарные предпочтения значительным образом влияют на определение того, что мы называем стилем жизни. Нам могло бы показаться, что в наше время уделяется большое внимание различным видам диет и здорового способа питания. Так оно и есть, но прошлое касательно этого ничем не уступает настоящему.
Традиция пищевой аскетики существовала в христианстве от самого его начала. Особенно акцентировалась различными отшельническими движениями, в монашеской жизни и всяческими более вовлеченными религиозными общинами. Для доминиканцев, как для детей своей эпохи, отречения от каких-либо видов пищи были очевидными и прописанными в конституциях ордена от самого его основания. Орден Проповедников возник как одно из обновленческих движений в Церкви, которое должно было повлиять на оживление реформы. Чтобы представить себе, насколько серьезно в те времена подходили к вопросам потребления в орденах, можно прочитать Апологию св. Барнарда Клервосского, в которое много места посвящено вопросам, связанным с кулинарными злоупотреблениями, которые вкрадывались в жизнь монастырских общин. Как видим, о постах и отказе от мяса публично дискутировали наибольшие авторитеты того времени. В такой атмосфере формировался Орден Братьев Проповедников, поэтому принципы, касающиеся употребления пищи, были в нем очень точно определены и отрегулированы, в особенности употребление мясных продуктов. Целью этой статьи является представление кулинарных предпочтений доминиканцев в период средневековья.
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий