Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Общинная жизнь и миссионерское апостольство. Иннокентий III и миссия в Ливонии, 2.
Приблизительно в 1185 году священник Мейнард († 1196), регулярный каноник из Зегеберга недалеко от Любека, выбрался в Ливонию praedicandi tantum causa, в компании купцов, которые торговали с жителями берегов Даугавы. Его миссия была исключительно духовной. Речь не шла о колонизации или германском завоевании. Мейнард просил русского князя Владимира Полоцкого, данниками которого были в то время жители Ливонии, позволение проповедовать им Евангелие. Миссионеры построили в Икскюле деревянную часовню и послились там, среди горстки крещенных. Несколько племенных вождей, среди них некий Каупо, который позднее сопровождал одного из миссионеров к папе, неожиданно и глубоко обратились. Миссионеры научили христиан искусству фортификации, чтобы могли защищаться от вторжений литовцев и других язычников, которые повторялись каждую весну. Церковь вскоре перестроили из камня, а Мейнард в 1186 году стал епископом единственного прихода – в Икскюле.
С этого момента он собрал своих соратников в капитул регулярных каноников и обязал их блюсти правила своего материнского монастыря, Зегеберга. Здесь стоит привести слова каноника Генриха: eos sibi conformare volens. То есть с самого начала епископ Икскюля желал, чтобы миссионеры составляли вместе с ним единую общину. Вскоре после этого присоединился к нему цистерцианец Теодорих (до осени 1167 года).
Булла Климента III от 10 апреля 1190 года рекомендовала каноникам и духовным, которые бы хотели присоединиться к епископу Мейнарду, делать это с согласия своих настоятелей и уделяла им значительные диспенсации. Миссионеры могли принимать обычаи местного населения, касающиеся еды и питья, могли также принимать то, что им жертвовали, не смотря на запреты, касающиеся пищи, содержащиеся в их уставах, а согласно с распоряжением Христа, данным апостолам: «Ешьте, что вам предложат» (Лк 10,8). Это было одним из распоряжений, заключенный в regula apostolica, кодексе подражания апостолам, который начиная с XI века, видели в главах 9 и 10 Евангелии св. Луки, где речь идет о разослании апостолов, которые позднее примут нищенствующие ордена. Перешла она в декреталии при посредничестве Compilatio secunda.
27 апреля 1193 года епископ получил от Целестина III новую буллу. Она даровала ему все полномочия в принятии в число своих сотрудников любого, кто покажется ему необходимым и способным к этому служению. Получил он также право поручать каждому, кто с ним пребывал, служение проповедника и диспенсировать его in cibis et potibus. Это было возобновление диспенсации, данной в 1190 году. Текст добавляет: quin et vestibus. Эта вторая диспенсация была новой и в это время полностью оригинальной. Даже на территориях, где господствовала ересь или в миссионерских странах, облачение было тесно связано с монашескими обетами и в очах монахов имело огромное значение. Булла же ясно представляла причины диспенсации: она необходима по причине разнородности орденов, из которых происходят миссионеры. Таким образом, эта диспенсация не преследовала ту же цель, как и та, что касалась еды и питья в 1190 году, приблизить миссионеров к местным, а объединить их самих. Это таким образом диспенсация единства. Далее мы остаемся в духе общинных стремлений, началом которых было установление капитула в Икскюль.
Двумя или тремя годами позднее (1195-1196) наступило время неудач евангелизации. Кровавые вторжения литовцев, пиратов из Сааремаа, а также других соседствующих язычников, ставили зарождающееся христианство в положение постоянной опасности. Хуже того, множество крещений, к которым привели полностью евангельскими путями, оказалось не искренними. Обещания не были выполнены. Жизнь миссионеров часто висела на волоске. Епископа охраняли практически как заложника. Цистерцианцу Теодориху удалось сбежать к папе Целестину III в поисках совета. Папа ответил ему: «Нельзя оставлять крещенных, следует принуждать их к практике веры, которую добровольно приняли». Это было применение общепринятого в то время принципа, происходящего от св. Августина, позволяющего употреблять силу в отношении тех сынов Церкви, которые не хранят верность своим обязанностям. Это дало повод к изданию очередных булл о крестовом походе, которые вскоре вынесли акцию в Ливонии в ранг предприятия, проводимого в Святой Земле, и ежегодно притягивали большее или меньшее число духовных и светских «паломников» на службу местной Церкви. Плодом этого было также основание в Ливонии в 1202 году, Воинства Христа, известного как Орден Меченосцев. Их евангелизационные военные действия вскоре перешли границы намерений папы. Таким образом, произошла воистину военная евангелизация, инструментом которой очень часто была клаузула крещения, применяемая как условие каждого мирного договора. Жителей Ливонии, Эстонии, Курляндии, Семигалии и острова Сааремаа постепенно привели к христианству, редко, однако на пути переубеждения или катехизации.
В то же время, еще до того как произошел этот поворот, умер епископ Мейнард (1196). Его преемник, Бертольд, цистерцианский аббат из монастыря Локкум (Ганновер), бывший ранее миссионером Ливонии (в 1187 и 1195 годах), стараясь вернуться к мирной евангелизации, развязал крестовый поход, во время которого погиб (1198). Его преемником, уже знаем, в каком духе, стал Альберт.
Отправить комментарий