Рефектарий – трапезы и посты

6/09/2021, No Comment

Из статьи брата Адама Полихи ОР, «Кулинарные предпочтения средневековых доминиканцев», 1.

Устав ордена доминиканцев определяет не только вид трапез, но также место их употребления. Пищу принимали в специальном помещении, называемом рефектарий (трапезная). Это обычно был большой, освещенный зал, расположенный недалеко от церкви и дормитория. Перед входом в него мыли руки. Входя, братья кланялись перед распятием, находящимся над главным столом. Рассаживались таким образом, чтобы было возможно свободно перемещаться обслуживающим. Подавать начинали от низших рангом, а заканчивали приором, то есть наиважнейшей особой в конвенте. Все братья были обязаны употреблять пищу вместе в трапезной, разве что настоятель давал диспенсацию, из-за выполняемой работы, пребывании вне конвента или из-за большого праздника. Братья, которые обслуживали и наблюдали, ели после того, как заканчивали исполнять свои обязанности.

Еда в монастыре была простой и убогой. Все живущие в монастыре, не смотря на занимаемый пост, получали одинаковые блюда. Никого не выделяли, только больные и выздоравливающие могли рассчитывать на особенное отношение. На характер блюд имел влияние литургический период. От Пасхи до торжества Воздвижения Святого Креста (14 сентября) в течение дня питались дважды: первый раз в полдень, а второй вечером, перед Комплеторием. В этот период пост обязывал в крестные дни*, в пятницы, в вигилию Сошествия Святого Духа, в вигилии торжеств Иоанна Крестителя, Петра и Павла, Иакова и Лаврентия, Успения Пресвятой Девы Марии, Варфоломея, а также в сухие дни**.

С 14 сентября до Пасхи соблюдали постоянный пост и ели только после Ноны (молитвы после полудня), около двух часов пополудни. Исключением были воскресенья и период Рождества. Простые блюда употребляли на протяжении Адвента, Великого Поста, в сухие дни и вигилии: Вознесения, св. Иоанна, свв. Петра и Павла, св. Матфея, свв. Симона и Иуды, Всех Святых, св. Апостола Андрея и во все пятницы. Когда конвент имел одну трапезу, путешествующие могли иметь две, за исключением Адвента и важнейших постов, установленных Церковью. Трапезы состояли, как правило, из двух горячих блюд. Могло случиться, что добавляли третье, если была такая возможность, то есть если позволяли средства и когда приор видел такую необходимость. Можно было на это рассчитывать также в важнейшие праздники и во время застолий по особым случаям.

В орденском modus vivendi предусматривался полный запрет употребления мяса в рефектарии. Братья имели позволения употреблять его вне конвента в том случае, когда их приглашали в гости и подавали там мясные блюда. Такое разрешение позволяло им не ставить хозяев в неудобное положение. В монастыре, однако, существовало другое разрешение употребления такого рода блюд при определенных условиях, в специально отведенном для этого помещении. Можно было есть мясо только в случае болезни, которая требовала подкрепить организм. В случае болезней менее серьезных или не требующих изменения диеты, больные употребляли нормальную пищу. Некоторые среди первых доминиканцев были настолько строги в том, что касается отказа от мяса, что капитул в 1234 году делал выговор тем братьям, которые учили, что употребление мяса является для монаха серьезным грехом. Капитулы в 1236 и 1240 годах запретили подавать мясо также служащим и светским работникам при монастырях. Конституции с пониманием относились к молодым новициям и к братьям со слабым здоровьем и слабым духом, позволяя им есть завтрак после утренней молитвы (Примы). Пить можно было только во время трапез. В другое время это требовало согласия настоятеля. Напитки в доминиканских монастырях отличались в зависимости от страны. В странах, где во всеобщем употреблении было вино, капитулы лишили братьев возможности пить его во время трапез. Например, в Болонье вино допускалось только для больных братьев, здоровые же большую часть времени пили воду. В дни, когда пить вино было разрешено, монахам, особенно новициям советовали разбавлять его большим количеством воды. Блаженный Гумберт Романский, пятый Магистр доминиканского ордена, в одной из своих работ, обращенных к братьям, приводит случай с монахом, который страдал в чистилище из-за того, что пил неразбавленное вино, чтобы лучше засыпать.

Умерщвлением считалась также форма трапез в рефектарии. Во время еды не велись разговоры, а слушали благочестивые тексты, которые читал назначенный брат.

Чтение во время еды имеет глубокую традицию и делает тишину более сносной, помогает контролировать аппетит, предотвращает праздные разговоры, а прежде всего, предоставляет возможность выслушать мудрые слова. Таким образом, трапеза должна была укрепить силы не только уставшего тела, но также освежить разум. Чаще всего читали Библию, Иоанна Кассиана, Диалоги св. Григория, Гумберта Романского, жития святых, а также трактаты о духовности. Каждую неделю читался Устав св. Августина. В течение года слушали также орденские конституции, акты капитулов и послания провинциала и Магистра.

Следили, однако, чтобы суровость правил касательно пищи не была слишком обременительной. Упомянутый Гумберт предостерегал, что слишком тяжелые постановления могут ухудшить здоровье, увеличивать ненужные затраты и делать братьев неспособными исполнять свои обязанности. Доминиканскую твердость относительно трапез и рефектария, представляет несколько увещеваний генерального капитула 1250 года. Капитул рекомендует умеренность в приглашении светских в рефектарий и в дом гостей. Было нежелательно приглашать на обеды в дни, когда проводились застолья. Монастырю, который принимал у себя генеральный или провинциальный капитул, также рекомендовали не подавать вино, если оно не было нормальным напитком в данной стране, готовить более чем две скромные трапезы и приглашать к столу гостей извне.

* Понедельник, вторник и среда перед торжеством Вознесения.

** Три постные дни (среда, пятница и суббота) выпадающие в каждом квартале, вначале каждой поры года, весной – во время Великого Поста.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий