Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть II. Рассказы. Доминиканская криминология, 8.
По отношению к проповедникам, которые отказываются от служения людям не только желающим их слушать, но даже просящих и жаждущих наставлений наш доминиканец предложил довольно оригинальное решение – смертный приговор. Ибо проповедник, который не читает проповеди, осознанно и последовательно лишает людей того, что необходимо для жизни.
В сталлях готического собора в английском городе Рипон (северный Йоркшир) находится деревянный барельеф пятнадцатого века, изображающий доминиканского проповедника во время исполнения officium praedicationis. Это произведение, однако, не является восхвалением Ордена Проповедников, а однозначной и скорее агрессивной его карикатурой. Проповедник представлен в образе лиса, который гордо стоит на амвоне и поучает свою оригинальную аудиторию: кур, уток и овец. Конечно, появление такого типа карикатурного изображения следует интерпретировать, прежде всего, в контексте (известных также и в Польше) множественных и громких споров между доминиканцами и епархиальным клиром. Критика доминиканцев не появлялась, однако, исключительно за пределами ордена.
Сами братья видели и открыто порицали постыдные стороны жизни и деятельности собратьев. Именно доминиканские настоятели и реформаторы четырнадцатого века сравнивали свою работу и усилия с «дрессировкой роя гадюк». Эта критическая оценка не являлась целью самой в себе или необоснованными придирками, а исполняла функцию инструмента, позволяющего поддерживать высокие стандарты монашеской жизни. Это касалось как каждого доминиканца, так и целых монастырских общин.
В доминиканской формации, направленной в первую очередь на проповедничество, равно важным было как воспоминание образцовых особ (например, святых Церкви или заслуженных доминиканцев), так и различных примеров негативного поведения, что должно было поучать и остерегать будущих проповедников от опасностей, связанных с их служением. В свете этих примеров не удивляет присутствие таких мотивов в написанном приблизительно в 1270 году наиважнейшем учебнике доминиканского проповедничества De eruditione praedicatorum авторства доминиканца Гумберта Романского.
Гумберт, уже в самом начале своего трактата откровенно и с печалью признает: «Сейчас мало хороших проповедников. В ранней Церкви, хоть и немного их было, но были они до такой степени хороши, что обратили весь мир. Сейчас же их много, но немного они совершают. Разве не потому все это, что те были хорошими проповедниками, а эти – напротив? Посему признаком трудностей в каким-либо искусстве является то, что много тех, кто им занимается, но немного тех, кто делает это хорошо». Гумберт не останавливается на этом довольно общем утверждении. Свои наблюдения он соответственно аргументировал и проиллюстрировал долгим списком злоупотреблений.
А посему, к сожалению, случается, что проповедники:
- говорят попросту ложь;
- собственные выгоды ставят выше духовного блага слушателей;
- занимаются проповедничеством ради популярности;
- вызывают скандал, будь-то острыми словами, будь-то своим отношением, что иронично зарисовал Гумберт: «Говорят о Христе голодном и убогом, а сами распухли от чревоугодия».
- слишком молоды и незрелы;
- занимаются проповедничеством только для того, чтобы убежать из монастыря, или по причине внутренних конфликтов в данной общине, нелюбви к настоятелям или собратьям, или попросту в поисках независимости и свободы (Гумберт сравнил их с детьми, убегающими из школы);
- вопреки здравому смыслу предпринимают миссии, явно превышающие их способности;
- чрезмерно заботятся во время путешествия о содержании, а некоторые даже обходят определенные места по причине отсутствия там комфорта или гостеприимства жителей.
В De eruditione не могло не появиться также размышлений о проповедниках, которые не столько не подготовлены к своим заданиям, сколько не смотря на имеющиеся способности, сторонятся чтения проповедей. Гумберт – что он подчеркивает с нескрываемой скорбью – встречал братьев, которые отказываются от служения людям не только желающим их слушать, но даже просящих и жаждущих наставлений. По отношению к таким проповедникам наш доминиканец не ограничился только словами критики и порицания, но и предложил довольно оригинальное и даже шокирующее решение – смертный приговор. Ибо проповедник, который не читает проповеди, осознанно и последовательно лишает людей того, что необходимо для жизни. Проповедничество было не только обучением и наставлением, но и действием спасающим жизнь. Гумберт предстал перед своими братьями и спросил: «Будешь ли ты спокойно смотреть, как твой брат погибает? Если так, ступай, тварь, в преисподнюю, ибо Божий мир не является твоим домом, а пустыней!».
Признаюсь, что образ антипроповедника в изложении моего собрата вызвал во мне противоречие. Несомненно, поражает искренность и открытость Гумберта, который как практикующий проповедник и внимательный наблюдатель не колебался прямо и без патетической церковной фразеологии представить точное и исчерпывающее описание злоупотреблений, которые замечал. Однако тем, что всё еще меня беспокоит, является факт, что, не смотря на истечение стольких веков, предостережения Гумберта вовсе не потеряли своей актуальности.
Отправить комментарий