Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Общинная жизнь и миссионерское апостольство. Иннокентий III и миссия в Ливонии, 4.
Турайда
В буллах от 1190, 1193, 1201 и 1213 лет, обращенных к миссионерам Ливонии и Эстонии, ясно просматривается некая непрерывность и развитие концепции. Это, несомненно, свидетельствует о популярности идеала подражания апостолам среди миссионеров и их епископов, идеала, который практиковали весьма осознанно и совершенно иным образом, чем в монашеской жизни или традиции каноников, направленной к служению евангелизации.
Это, однако, не означало, что миссионеры отвернулись от идеала монахов или каноников. Они не стали типичными странствующими проповедниками, столь многочисленными в XII веке. Странствующий проповедник был одиноким, даже если ему сопутствовали толпы и подражали ему братья. Миссионеры Ливонии, свидетельствует об этом булла от 1201 года, верили в апостольскую ценность общины жизни и мысли, пример которой дали апостолы в Иерусалиме. Старались они достичь этого и в своем служении.
В 1201-1202 годах, скорее после основания Риги, Альберт Буксгевден переселил в новую столицу группу братьев из Икскюля. Он вверил им свой кафедральный собор, посвященный – как и вся епархия – Пресвятой Деве. Отсюда происходит название капитула – «монастырь Пресвятой Девы Марии», и Ливонии – Земля Пресвятой Девы. Потом епископ отправился в Германию на поиски крестоносцев.
Вскоре после этого в Ригу прибыл брат епископа, Энгельберт, регулярный каноник из Ноймюнстера, то есть соблюдающий тот же самый устав, что и рижский капитул. Быть может, он прибыл сюда, чтобы исполнить существенную при основании городов функцию locator civitatis. Как бы там ни было, а братья выбрали его настоятелем. В общину входили также каноник Алабранд, Ротмар Буксгевден – второй брат епископа, каноник из Зегеберга, а также, как кажется, несколько каноников с различными правилами, о чем сигнализирует булла. Таким образом, возникла сильная община, о которой говорили уже в 1201 году. Она объединяла миссионеров и высших духовных епархии, за исключением, однако цистерцианца Теодориха из Турайды и нескольких его собратьев, которые вскоре создали собственную общину в другом регионе.
Действительно, до лета 1203 года Теодорих со своим епископом собрал миссионеров цистерцианцев в Ливонии. По возвращении из долгого путешествия в Рим, в 1205 году он основал упомянутый монастырь, в котором стал аббатом. Это было аббатство на правом берегу устья Даугавы, называемое Дюнамюнде (ныне Даугавгрива) или «Гора св. Николая». Уже продолжительное время Теодорих евангелизировал территорию, от названия которого происходило его прозвище (Трейден или Турайда). Монастырь, не без причины построенный как крепость, стал сильным опорным пунктом и как бы бастионом евангелизации Эстонии. Первым епископом которой стал в 1211 году сам Теодорих.
Епископы Ливонии уже в самом начале получил от папы право, позволяющее им увеличивать число миссионеров цистерцианцев. Сам устав Сито запрещал монахам проповедовать, даже за позволением настоятелей, за исключением распоряжения папы. Устранила это препятствие булла от 1190 года, а еще более решительно булла от 1193 года, давая епископам право уделять проповедническую миссию всем монашествующим. Булла от 1201 года позволяла епископу принимать в число цистерцианцев любого монаха, прибывшего в Ливонию с намерением проповедовать Слово Божье. В апреле 1200 года папа призвал всех аббатов и монахов ордена цистерцианцев, чтобы в меру необходимости отдавали себя в распоряжение Альберта на потребности миссии в Ливонии. В следующие года папа настаивал еще сильнее и даже дал Альберту чрезвычайное право рекрутировать силою своей личной власти в каждом аббатстве и капитуле нижней Германии сотрудников для своей миссии, а в некоторых случаях даже без согласия местного аббата. Сам папа старался время от времени подсылать Альберту какого-нибудь известного цистерцианца. Наконец, в октябре 1213 года признал такое же право – рекрутировать монахов из монастырей или капитул – Теодориху, епископу Эстонии.
Некоторые из духовных-крестоносцев, которых Альберт привел в июле 1208 года в Ливонию, вступили в Дюнамюнде. Была среди них группа цистерцианцев, приведенная аббатом Флоренцием, несомненно, из Мариенфельда. Также традиция ордена датирует основание этого монастыря 29 июлем того же года. Спустя три года в Дюнамюнде прибыл Бернард фон Липпе, который в 1185 году основал аббатство Мариенфельд, а в 1196 стал в нем монахом. Сразу же его избрали преемником аббата, а в 1218 году он стал епископом Семигалии.
Отправить комментарий