О блаженной матери Генриха Сузо

11/19/2025, No Comment

Из творения сестры Елизаветы Штагель Житие 33 сестёр-доминиканок монастыря Тёсс, Глава 34.

«Una queque arbor de fructu suo cognoscitur» (Всякое дерево познается по плоду своему. Лк 6:44)

Милосердный Господь наш Иисус Христос сказал в святом Евангелии, что всякое дерево познаётся по плодам своим, словно желая поведать: где плоды добрые, там и дерево, на котором произрастают они, надлежит считать добрыми. О том же Христос говорит и в другом месте: «Arbor bona fructus bonos facit» (Дерево доброе приносит и плоды добрые. Мф. 7: 17). Эти слова проявились на блаженном, плодоносном, благом древе, святом нашем отце Доминике, произрастившем множество великих, добрых плодов, потому и подобает ему всякая честь и хвала. А раз у него было столько плодов, по-другому сказать, добрых, духовных, блаженных и благочестивых детей, даже в одном-единственном монастыре его Ордена, то сколько, думаешь ты, было у него духовных детей в прочих многочисленных монастырях, братьев и сестер Ордена Проповедников, рассеянных повсюду во всех краях священного христианского мира?

Поэтому Бог нам и приводит в пример плоды дерева, говоря: «Sumetis vobis fructus arboris pulcerrime» (Вы себе соберёте плоды с самого прекрасного дерева. Втор 20:19). Как будто Бог Господь хочет сказать всем братьям и сестрам Ордена Проповедников: «Собирайте сами себе от плодов, иначе сказать, поглядите на священное житие, которое в благочестии и всяческой святости проводили первые братья и сестры, и примите его для себя, чтобы пожить в соответствии с таковым святым примером, да достойно и по справедливости называетесь добрыми и живыми плодами прекраснейшего из деревьев, любезного отца вашего святого Доминика. Он и есть достойное и славное дерево, а все блаженные братья и сестры из Ордена Проповедников — его благие плоды». Еще же он есть блаженная лоза виноградная или виноградная розга, о которой поется: «Felix vitis, de cujus surcula tantum germen redundat seculo!» — «Блаженная лоза, от чьих плодоносных и могучих побегов распространилось миру столько семян!» (Цитата из неизвестного духовного песнопения). Да и вечная Премудрость Христос глаголет во святом Евангелии так: «Facite arborem bonam, et fructus ejus bonum. Ex fruchtu enim arbor agnoscitur» (Признайте дерево хорошим и его плод добрым, ибо дерево познаётся по плоду. Мф. 12: 33).

Данную заповедь Орден Проповедников, воистину, исполнил посредством того, что святая жена, матерь Служителя вечной Премудрости, воспринявшая и впитавшая благой образец и пример блаженного жития святых братьев и сестер Ордена, сия была сотворена Орденом Проповедников деревом добрым, а ее плод есть ее сын, служитель (здесь речь идёт о матери бл. Генриха Сузо — одного из великих мистиков Ордена Проповедников, который являлся духовным отцом Елизаветы Штагель. В его Житии, написанном последней, Генрих именуется Слугой Вековечной Премудрости, то есть служителем Бога). Подобный плод был тоже благим, и по этому благородному плоду было познано древо. А кем и каким оказался данный благой плод (говоря по-другому, насколько святы были нрав и житие Слуги Вековечной Премудрости брата из Ордена Проповедников), о том написано рукой сестры Элизабет Штагель, и мы это творение называем «Книгою Зойзе» (Книга о житии Генриха Сузо. О ней будет сказано подробнее в следующей главе, также о данной книге говорилось в житии Эльсбет Штагель. В этом отрывке главы идёт речь о матери Генриха Сузо, как о примере «доброго древа», принесшего «добрый плод»). Данная книга была переведена одним благочестивым братом картезианцем с немецкого на латынь и имеется у братьев Проповедников как Базеле, так в Нюрнберге и других городах… Итак, по благородному плоду должно, по справедливости, познаваться доброе древо. Да, я могу уподобить эту женщину яркой лампаде, изливающей ясный свет на христианский мир и особенно на Орден Проповедников. Дабы обратить ее благочестивую судьбу к нашему исправлению, желаю я, во славу Божью, здесь коротко кое-что рассказать о блаженном житии этой личности.

Благочестивая жена, матерь Слуги (то есть Генриха Сузо), чье имя начертано в Книге Жизни, провела все свои дни в искреннем и глубоком почитании Бога. Испытывая особенное, благодатное и благоговейное отношение к священному Ордену Проповедников, она отдала в сей Орден своего сына по имени Генрих, когда ему исполнилось тринадцать лет от роду, ибо пожелала тем самым прославить Бога. Эта женщина так взрастила его в христианской духовности, что он сохранил добрую славу святого жития перед Богом, ангелами и людьми, а после сделался весьма славным человеком. Впрочем, сия жена, блаженная матерь Слуги, была великой страдалицей. Причиной тому было тягостное несходство между нею и мужем. Она была полна Богом и жить стремилась по-христиански, а супруг упорно противился этому. Из этого несоответствия между обоими происходило множество различных невзгод и печалей. У женщины, однако, было благое и достойное похвалы обыкновение — ввергать всякое выпавшее ей на долю страдание в горестные страсти Христовы, и тем самым она превозмогала свои собственные невзгоды.

В течение 30 лет у нее было доброе упражнение: когда бы она ни стояла на мессе, то никогда не обходилось без пролития горестных слез из-за сердечного сострадания к страстям нашего Господа и Его верной Матери. Однажды случилось, что по причине испытываемой женщиной непомерной любви к Богу она разболелась и пролежала в постели целых 12 недель, так изнывая и тоскуя по Господу, что лекари, разобравшись, в чем дело, извлекли из ее болезни добрый пример. И вот, поскольку женщина проводила свое житие, усердствуя во многих добродетелях и испытывая огромное влечение к Царству Небесному, милостивый Бог захотел наградить её. Так случилось, что в начале Великого Поста мать Генриха отправилась в кафедральный собор, а в том соборе на одном из алтарей, было представлено в вырезанных из дерева образах совлечение нашего Господа со креста. Вследствие благоговейного созерцания достойных Христовых страстей женщину пронзила, и притом весьма чувствительным образом, боль, какую имела, стоя у подножия креста, милостивая Богоматерь. Из-за печали и сочувствия к ней у сей добродетельной, блаженной жены разболелось сердце. И боль так сильно сковала ей тело, что она села от бессилия на пол. А когда женщину привели в дом, она слегла и пролежала в постели до Тихой пятницы, до часа девятого.

В то самое время, когда Сын Божий Иисус Христос ради наших грехов испустил Свой дух на кресте, преставилась под пение молитв и мать Генриха и сподобилась кончины настолько блаженной, насколько блаженна была вся ее жизнь. Тем временем брат Генрих из Ордена Проповедников, сын по плоти той благочестивой женщины, прозывавшийся Слугой Вековечной Премудрости, пребывал в духовной школе в Кёльне (тогда Сузо учился в высшей доминиканской школе под руководством Мастера Экхарта). Вскоре мать явилась ему в видении, показала щедрую награду, принятую ею от Бога, и прорекла с великой радостью: «Сыне мой, возлюби Бога и доверься Ему. Он тебя ни за что не оставит в превратностях. Гляди, я покинула мир сей, но не умерла, и буду жить вечно пред Богом». Она поцеловала его по-матерински, благословила и исчезла. Генрих разрыдался и стал ее призывать, говоря: «О верная и святая матерь моя стань мне заступницей перед милостивым Богом!»

Отец по плоти брата Генриха был в полной мере чадом этого мира. Но перед кончиной он так изменил свою жизнь, что удостоился божественной благодати. Когда он скончался, то явился через некоторое время сыну своему, Слуге Вековечной Премудрости, показал с горестным видом свои муки в чистилище, а равно то, чем их, по справедливости, заслужил во время земной жизни, и поведал сыну, чем тот ему должен помочь. Так Генрих и сделал, явив свою сыновнюю преданность. Спустя какое-то время отец ему снова явился и сказал, что освобожден от мучений в чистилище.

Итак, с помощью этой книги мы уразумели себе, как добродетельно и в какой святости жили в давние времена наши любезные матери, подавая нам добрый пример благочестия, дабы следовать им наилучшим образом в соблюдении устава нашего священного Ордена Проповедников. Как они соблюли для Господа Бога души в чистоте от всякого греховного вожделения, так и нам надлежит в чистоте соблюсти для всемогущего Бога душу, сердце и разум, чтобы в молитве сказать с чистой совестью Богу: «Mundum servavi animam meam ab omni concupiscencia», в чистоте соблюла я во славу Тебе, Господи Иисусе Христе, душу свою от всякой неподобающей нечистоты и от всех прегрешений. И нам не иначе пожить надлежит в соблюдении всех добродетелей священного Ордена Проповедников, чтобы божественной благодатью унаследовать после такого жития вечную жизнь, — сие да подашь всем нам, Боже, Отче, Сыне и Святый Душе! Аминь.

Explicit vitas sororum ordinis Predicatorum monasterii Töss provincie Teuthonie. Здесь завершается книга жизни сестер Ордена Проповедников обители Тёсс в немецкой земле.

No Comment

Отправить комментарий