Из статьи брата Петра Олеся ОР, Происхождение литании, называемой доминиканской в свете истории Ордена Братьев Проповедников XIII-XIV вв. 2.
Хотя точное время возникновения доминиканской Литании не известно, в документах Ордена фигурируют записи, относящиеся непосредственным образом к ее употреблению в 1254 г. Тогда ее должны были впервые читать в связи определенным, необычайно опасным для Ордена инцидентом. Произошел он в Париже, и благодаря своим последствиям в значительной мере повлиял на развитие духовности братьев-доминиканцев, связанной с чтением этой литании.
Немногим ранее, то есть в 1252 году, светские профессора Парижского Университета под предводительством Вильгельма де Сен-Амур* атаковали группу магистров из нищенствующих орденов, сосредоточенных на трех кафедрах теологии. Причиной было возрастающее влияние доминиканцев и францисканцев на обучение студентов теологии. Следует подчеркнуть также то, как указывает Торрель (ссылаясь в этом месте на более ранние публикации Глорью и Дюфеля), что в то время число кафедр теологии в упомянутом университете было строго ограничено. С восьми в начале XIII века в пятидесятых годах оно выросло до двенадцати, из чего три занимали представители орденов (две занимали доминиканцы, одну – францисканцы). Целью, которую наметили себе сторонники Вильгельма де Сен-Амур, было исключение как доминиканцев, так и францисканцев из числа профессоров университета и захват трех выделенных им кафедр. Орудием в этой борьбе стало публичное оспаривание права вести любую пастырскую деятельность нищенствующими орденами. Принимая во внимание значение, которое несло в себе любое доктринальное высказывание Парижского Университета, над еще относительно молодыми орденами нависла настоящая угроза, включая возможность полного запрета деятельности. В продолжающийся спор включился папа. Иннокентий IV сначала убеждал спорящие стороны заключить соглашение, однако в результате отсутствия успеха предпринятой миссии и подчинения требованиям Вильгельма де Сен-Амур, уже престарелый папа 21 ноября 1254 г. огласил буллу Etsi animarum, которая драматическим образом ограничивала привилегии нищенствующих орденов касательно чтения проповедей, выслушивания исповедей, просьб о подаянии и многих других сфер деятельности. Оглашение буллы стало поворотным моментом в споре, поскольку содержащиеся в ней обострения решали быть или не быть Ордену Проповедников.
Легенда, связанная с литанией, гласит, что с момента публикации буллы братья начали ревностно читать литанию, результатом чего стала смерть Иннокентия IV, которая произошла буквально тремя неделями позже, что открыло путь его преемнику, Александру IV. Тот же, в свою очередь, буллой Nec solium, аннулировал Etsi animarum, возвращая нищенствующим орденам все утраченные ранее привилегии с возможностью получения в будущем очередных, что, как показала история, произошло необычайно быстро. Однако действительность наказывает немного исправить очередность событий. Как свидетельствуют акты генерального капитула в Париже, который состоялся двумя годами позже, в 1256 году, действительно было введено упомянутое распоряжение, но только в результате этого капитула:
Volumus ut qualibet septimana, dicantur in quolibet conventu vii psalmi, cum letania, a fratribus prostrates, cum oration de beata Virgine, et beato Dominico, et ineffabilem, cum versiculis, pro bono statu ordinis, quosque hoc fuerit revocatum.
Из приведенного фрагмента однозначно следует, что была установлена регулярная молитва литании и псалмов, которая должна была испросить у Пресвятой Девы Марии блага и защиту для ордена. Более того, эту запись подтверждает упоминание в хронике Ордена Проповедников, датированное 1254 годом. Ссылается оно на отчет о событиях, имевших место в Парижском Университете в 1252-1254 годах, указывая, что именно ревностная молитва Литании к Пресвятой Деве и молитва семью покаянными псалмами принесла плоды в виде «отмщения с небес» для Иннокентия IV и, вследствие его скоропостижной смерти, возвращением утраченных привилегий его преемником, Александром IV.
Что интересно, это не единственное упоминание на тему литании в официальных документах ордена. В актах капитула в Болонье в 1302 году появляется, что правда одно, лаконичное распоряжение о регулярной молитве антифонами Sancta Dei Genitrix после Вечерней и Sub Tuum praesidium после Утренней. К обоим должно было быть прибавлено воззвание «ora pro nobis» и коллекта Protege Domine famulo, и молитвы эти читались в намерении счастливого окончания конфликта с королем Франции Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII**. Однако уже через двенадцать лет, в 1314 году, капитул в Лондоне наказал вернуться к ревностной молитве литанией и псалмами ежедневно после Утренней и служению торжественных вотивных месс в честь Пресвятой Девы Марии и св. Доминика. Толчком для этого возрастающего благочестия была неожиданная смерть императора Генриха VII и обвинение в его убийстве императорского капеллана, доминиканца Бернарда да Монтепульчяно. Ситуация была критическая из-за тени подозрения, которая в результате пала на весь орден. Спустя два года от упомянутого капитула обвинение было отозвано, а Орден был очищен от подозрений. Что существенно, созванный двумя годами позднее, в 1318 году капитул в Лионе, утвердил обязывающее во всех монастырях всего ордена распоряжение читать литанию на протяжении всего года, также как можно более часто служить вотивные мессы к Пресвятой Деве Марии и к св. Доминику, а также с богослужение к св. Петру Мученику.
Распоряжение было поддержано на протяжении очередных лет, однако во время понтификата Иоанна XXII, а более точнее – в конце такового, орден столкнулся с новым испытанием. Фоном конфликта между Доминиканцами и папой стало высказывание последнего на тему спасенных душ, которое доминиканский теолог Томас Уэйлис, публично назвал еретиком, что встретилось с неистовым гневом папы. Тот, используя разделяющего его взгляды францисканского инквизитора Вильгельма де Монтрон, согласился чтобы тот заключил доминиканца в подземельях францисканского монастыря в Авиньоне. Содержался он там на протяжении нескольких месяцев, ожидая процесса. Это привело к углублению конфликта между папой и орденом, что привело к тому, что капитул, созванный в 1334 году в Лиможе, возобновил призыв к чтению литании и псалмов; призыв этот на протяжении следующих десятилетий регулярно появлялся в содержании актов очередных капитул.
Уже спустя несколько лет над братьями нависла очередная угроза, можно сказать – равно драматическая, что и предыдущие. Отличало ее, однако, то, что целью нападок стала на этот раз, столь цененная доминиканцами, независимость касательно формы и образа жизни братьев, таким образом бьющая как по уставу, так и по конституциям, а также по вопросам касательно пастырской деятельности. Инспиратором этих нападок был, происходивший из ордена цистерцианцев, папа Бенедикт XII. Тем, что особенно отличало его понтификат, было столь выразительно заметное реформаторское рвение. Жак Фурнье, то есть Бенедикт XII, постановил обновить и реформировать большинство монашеских орденов под углом значительно большего радикализма жизни. Начал он с материнского ордена цистерцианцев, чтобы в результате заняться также обновлением клюнийцев, регулярных каноников и францисканцев. В 1337 году в Апостольский Дворец (в Авиньоне) был вызван тогдашний Магистр Ордена Доминиканцев, Гуго де Воусемен. Целью вызова было проинформировать его о папском решении начать реформу Ордена Проповедников. Как оказалось, Магистр не был категорическим противником реформ, но его решительное сопротивление вызвало требование введения существенных изменений в форму принесения обетов, орденских конституций и устава без права консультации изменений с генеральным капитулом, от имени которого де Воусемен должен был утвердить папский проект. Как подает Бонниуэль, ссылаясь на хронику Гальвано Фьямма, изменения были настолько существенными, что в итоге привели бы к возникновению совершенно нового ордена. В результате этого возражения, вскоре после этого Гуго де Воусемен вместе со своим советом стал «узником Авиньона». Там он и умер 7 августа 1341 года. Бенедикт XII воспринял это как свою победу, но долго ею не радовался, поскольку умер через восемь месяцев.
Тут возникает вопрос о роли, которую в разрешении этой критической ситуации сыграла Литания к Пресвятой Деве. Из орденских документов ясно следует, что чтение литании, по распоряжению данному в 1334 году, поддерживалось братьями, а запись о содержании «Letania more solito dicatntur» - повторяемый ежегодно, также уже после смерти Бенедикта XII.
Как именно выглядело рвение братьев, этого мы не в состоянии оценить. Очередные года приносили постепенное расширение сферы молитвы. С 1336 года появляется распоряжение прибавлять к ней антифон Salve Regina, немногим позже, в 1386 году, появляется также антифон Sub Tuum praesidium.
Акты генеральных капитулов позволяют, однако, достаточно однозначно обозначить момент, до которого чтение литании вместе с псалмами или же, в зависимости от периода литургического года, вместе с антифонами к Пресвятой Деве Марии и доминиканским святым, продолжалось в форме распоряжения. Своеобразным terminus ante quem является 1401 год, когда акт капитула в Удине (Италия) в последний раз отмечает распоряжение чтения литании.
* Гийом Дюмон де Сен-Амур (1202-1272), родился в Сен-Амур, французский теолог, представитель схоластической мысли XIII века, наиболее известный своими нападками на нищенствующие ордена. Был магистром sacra pagina в Парижском Университете и занимал должность регента факультета богословия. В 1255 году издал брошюру против новых нищенствующих орденов (францисканцев и доминиканцев): Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum (Краткий трактат об опасностях последних времен). В 1257 г. папа Александр IV осудил его, а король Людовик IX изгнал из Франции.
** Это упоминание относится к конфликту, который возник между папой Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом IV Красивым, из-за оглашенной папой в 1302 году буллы Unam Sanctam, которая своим содержанием, а особенным образом пунктом ставящим спасение в зависимость от послушания папе, привела униженного этим короля Франции в бешенство. Ее результатом было обвинение Бонифация VIII в сексуальных преступлениях и в ереси. Король пытался вовлечь в этот конфликт духовных, запугивая их. Доминиканцы из монастыря в Монпелье, в отличие от остальных духовных, отказались поддаться королю, однако остальная часть французской провинции стала на сторону монарха, что привело к расколу и вызвало гнев папы, а в результате угрозу репрессий со стороны Рима. Этот конфликт окончился «Авиньонским пленением пап» в 1309 г.
Отправить комментарий