Форма доминиканской Литании

5/27/2022, No Comment

Из статьи брата Петра Олеся ОР, Происхождение литании, называемой доминиканской в свете истории Ордена Братьев Проповедников XIII-XIV вв. 3.

Первоначальная форма Литании к Пресвятой Деве остается неизвестной. Несмотря на то, что акты капитул необычайно точно относятся к ней как к одному из наиболее существенных элементов доминиканской духовности, придавая ее чтению ранг обязательного во всех монастырях официального подчинения, не подают, однако, ни ее формы, ни точного содержания. Это позволяет выдвинуть гипотезу, что эта молитва могла быть известна большей части, если не всему ордену еще до 1256 года, когда призыв к ее чтению появляется в актах впервые.

Поиски наиболее старой сохранившейся полностью версии литании приводят нас к рукописи датированной 1500 годом, автором которой является Анджела Ручеллаи, доминиканская монахиня из монастыря Сан-Джакопо да Риполи во Флоренции. Тексты двух записанных ею литаний, диаметрально отличных друг от друга версий, происходят несомненно из более старой рукописи. Оригинал упомянутой рукописи доступен в Литургическом Институте конвента Санта-Сабина на Авентине. Он направляет нас к дневнику, написанному в 1455-1461 годах, в котором должны были находится обе литании. Упомянутая рукопись из монастыря Сан-Джакопо была опубликована в оригинальной латинской версии в периодическом издании «Memorie Domenicane» в 1915 г.

Анализируя оба текста, можно довольно легко заметить разделяющие их отличия. Первый из них намного ближе, если речь идет о форме, к традиционным литаниям. Он имеет простой, сложенный из нескольких десятков воззваний, порядок. Каждый из призывов начинается обращением: «Святая Мария», оканчивается же воззванием: «молись о нас». Стиль этих воззваний близок известным из Лоретанской Литании, что становится заметным уже при поверхностном сравнении обоих текстов.

Совершенно же иной характер имеет вторая литания. Прежде всего поражает в ней увлекательный, местами необычайно поэтический стиль каждого из нескольких десятков воззваний, являющихся по сути необычайно прекрасными метафорами, описывающими Пресвятую Деву Марию. Дополнительным элементом, отличающим эту литанию, является ритмично повторяющееся после каждого пятого воззвания, строфа «Святая Мария, молись о нас», а также, что в определенном смысле наиболее существенно, направленность всего текста к Марии. Литания не начинается обычным «Kyrie eleison», после которого наступает воззвание к Святой Троице, а группа из нескольких воззваний, в которых лица Троицы, то есть Отец, Сын и Святой Дух дополняют воззвания, направленные к Пресвятой Деве Марии. Подобно в окончании литании, вместо первоначального воззвания «Агнец Божий» появляется тройное воззвание: «Агница Божия». Внимание привлекают также посвящение нескольких оканчивающих литанию воззваний непосредственно ордену, уставу, благу монастырей и успехам братьев.

Несмотря на то, что на текущем этапе исследований текста обеих литаний все еще нет возможности однозначно датировать их и определить наиболее первоначальную форму, какую они имели в момент возникновения, обе они несомненно являются ценнейшим памятником благочестивой литературы. Свидетельствуют также о богатстве доминиканской духовности.

окончание

No Comment

Отправить комментарий