Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Истины» (Büchlein der Wahrheit), Глава 3.
Ученик: А каким образом, Вековечная Истина, творения существовали в Боге пред веками?
Истина: Это Его вечная сущность, дающая себя творениям по принципу участия. Знай, что все творения в вечности являются Богом в Боге и – кроме вышеупомянутого – нет между ними никакого существенного различия. Как существующие в Боге, они являются тою самою жизнью, сущностью и силой, составляют попросту то самое Одно. Но после исхождения из Бога*, благодаря которому они получают отдельное существование, каждое из них имеет собственную сущность, отличающуюся от других благодаря форме**, которая дает ему его натуральную сущность: ибо форма дает отдельную сущность, отличную как от сущности Божьей, так и от всех других. Так например камень получает свою сущность от своей натуральной форму – и это не сущность Бога, поскольку камень это не Бог, и Бог это не камень, однако как камень, так и другие творения от Него получают то, чем они являются. Благодаря этому происхождению все они получили Бога; ибо, когда творение смотрит на себя как на творение, признает тем самым своего Творца и Бога.
Ученик: Господи возлюбленный, когда сущность творения более благородна – в ее существовании в Боге, или же в самой себе?
Истина: Сущность творения в Боге, не является творением, но для каждого творения более благородным и полезным является его сотворенное существование, чем та сущность, которую оно имеет в Боге***. Ибо, что же более имеет в сотворенном бытии камень, человек, или какие бы то ни было другие творения, от того, что в вечности все они были Богом в Боге? Он установил для вещей добрый и надлежащий порядок, ибо каждая вещь, признавая свою зависимость от Первого Начала, обратно к Нему послушно направляет свой взгляд.
Ученик: Господи, откуда же тогда взялся грех, зло, ад, дьявол, и т.д.?
Ответ: Разумные творения, вместо того, чтоб погрузиться в созерцание Единого, направляет себя неупорядоченным образом к сотворенным вещам, а полученное существование считает своей собственностью – вот источник, из которого происходит дьявол и всяческое зло.
* В акте творения.
** Согласно с аристотелевской интерпретацией мира, каждое материальное сущее (субстанция) состоит из двух существенных элементов: из неопределенной материи (т.н. «первая материя») и формы, которая является определяющим фактором, решающим о сущности данной вещи и отличающим ее от других.
*** Сузо отступает от учения Мастера Экхарта, так как тот утверждает, что творения более благородны в своем существовании в Боге, чем в самом себе. Для Экхарта мерой благородства является единство и простота данной вещи. А существование в этом мире отличается множеством и разнообразием.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий