Достойное прославление пречистой Царицы Небесной

2/24/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 16.

Слуга: «О, неисчерпаемая бездна знаний и премудрости Божией! Как же непостижимы суды Твои и неисследимы пути Твои!» (ср. Рим 11,33). Какими же дивными путями ведешь Ты душу к себе! Какими были Твои мысли? Какие в своей неизменности Ты питал чувства, когда со столь огромным благородством призывал к существованию это творение? Чистейшее, нежнейшее, более достойное, чем все Твои чистые творения. Наверняка Ты говорил, Господи: Ego cogito cogitations pacis… «мысли Мои – это мысли мира» (ср. Иер 29,11). Ты создал Её, Господи, отражением бездонной глубины Твоего субстанциального блага, в Ней также приводишь снова к их источнику все сущее, которое изошло из Тебя*. Отче небесный, как бы осмелился грешник придти к Тебе, если бы Ты не дал нам как проводника своего единого, возлюбленного Сына, Вековечную Премудрость? Как же убогий грешник осмелился бы заслонить свою грязь пред такою чистотою, если бы ограждающим щитом не была Матерь Милосердия? Вековечная Премудрость, Ты воистину мой брат, но также Ты мой Господь. Ты истинный человек, но также истинный Бог и, к сожалению! – весьма суровый Судья преступлений.

Поэтому, когда наши бедные души переполняет глубокая грусть, и мы ни куда не можем обратиться, одно нам только остается: вознести наши умоляющие очи к Тебе, Царица небес, из всех избранная. Поэтому, вместе со всеми грешными, но сокрушенными сердцами и я взываю ныне: Радуйся, зерцало света вечного Солнца! Радуйся, укрытый клад неиссякаемого милосердия Божия! Приблизьтесь возвышенные духи! Приблизьтесь, чистые души! Хвалите, почитайте и прославляйте достойную Царицу, восхитительный рай всех радостей! Ибо я недостоин – разве что Она сама по доброте своей соблаговолит позволить мне это.

О, возлюбленная, избранная Богом, дивный золотой Трон Вековечной Премудрости! Позволь мне, бедному грешнику, поговорить с Тобою минутку о моих прегрешениях. Моя душа падает ниц пред Тобою с опущенными очами, смущенным взглядом и лицом покрытым стыдом. Я не могу выразить то, что чувствую, кажется мне, однако, что ни моя душа, ни какая бы то ни было душа, не нуждается в разрешении или посреднике, чтобы приблизиться к Тебе – Матерь всяческих милостей. Разве Ты не Посредница для всех грешников, не требующая никакого посредничества? Чем больше душа грешила, тем с большей уверенностью надеется найти к Тебе подход. Чем большие тяготят ее преступления, тем более она спешит к Тебе. Иди же к Ней, душа моя, без опасений. Если удерживают тебя твои огромные преступления, то бесконечная сладость приглашает тебя.

Единственное утешение всех сердец отягощенных прегрешениями, единственное убежище грешных. К Тебе обращаются столько истекающих слезами очей, сердец израненных и несчастных, будь же для них милостивой Посредницей и примири меня с Вековечной Премудростью. Помни, сладостная Царица, из всех избранная, помни, что все свое достоинство Ты черпаешь от нас, грешников**. Кто же Тебя сделал Матерью Бога и ларцом, в котором сладостно покоилась Вековечная Премудрость? Сделали это, Госпожа, наши людские грехи! Как же бы Ты могла зваться Матерью милостей и милосердия, если бы не наша нищета, нуждающаяся в Твоих милостях и милосердии? Она соделала Тебя богатой, наши прегрешения вознесли Твое благородство превыше всех пречистых творений.

Обрати же ко мне, бедному, свои милосердные очи, которые Твое полное сладости сердце никогда не отвращало от грешных и печальных. Возьми меня под свою защиту, ибо на Тебе основывается мое утешение и упование мое. Сколько же грешных душ, которые отвернулись от Бога и от всех ангельских воинств, отреклись от Него, потеряли к Нему доверие и подло от Него отступили. Но все же обратились к Тебе и были приняты, и благодаря Твоей милости постепенно вернулись к благодати. Какой же грешник не наберет отваги при мысли о Тебе, хоть бы имел на совести множество убийств и клятвопреступлений? Из всех избранная, единое утешение для нас, убогих и грешных, бесконечная благость Бога соделала Тебя столь милой для всех грешников, что по причине избытка Твоей благости мы должны тосковать по Нему.

Когда моя душа в мыслях погружается в Тебе, заливает меня столь сильная волна радости, что если это возможно, очи мои должны бы были излиться слезами, а сердце – от радости подпрыгнуть до уст, ибо в моей душе имя Твое растекается как соты с медом. Разве не зовешься Ты Матерью и Царицею милосердия? Добрая Матерь, добрая Царица бесконечного милосердия! Что ж это за имя! И сколь великим должно быть творение, само имя которого столь исполнено благодатей! Разве звук струн тронули когда-либо чувствительное сердце столь глубоко, как это чистое имя трогает наши сокрушенные сердца? На это возвышенное имя должны преклоняться все головы и сгибаться все колени. Сколько же раз Ты отдалила от нас разрушительные когти демонов! Сколько же раз Ты остановила справедливый гнев сурового Судьи! Сколько же раз Ты выпросила для нас у Него милость и утешение! Что же мы можем сказать, бедные грешники? Как сможем воздать Ей благодарение за эту безмерную доброту? Если все ангельские хоры, все чистые духи и души, небо, земля и все, что их наполняет, не в состоянии прославлять Ее достоинство, сладость и неизмеримую славу, что же сможем в этом случае соделать мы, грешные сердца? Сделаем же то, что в наших силах! Прославим же Ее и возблагодарим Ее, ибо Она в своем великом смирении не смотрит на скромность дара, а на величие доброй воли.

Сладостная Владычица, по праву могут гордиться Тобою женщины! Разве скажет кто-либо: «Проклята Ева из-за плода, который вкусила»? Да будет блаженна Ева*** за сладостный плод, принесенный с неба! Пусть уже никто не тоскует за раем! Мы потеряли один рай, а приобрели два****. Разве не является раем Та, в которой вырос Плод древа жизни, в которой заключены были все наслаждения и радость? Или разве не является раем прекраснейшим, чем все другие, Тот, в котором умершие вновь обретают жизнь, если вкусят Его плод? Из Его рук, ног и бока изливаются источники жизни, орошающие всю землю, кладези неисчерпаемого милосердия, бесконечной премудрости, изобильной сладости и горячей любви, а также источник вечной жизни. Воистину, Господи, кто вкусил этот плод, кто пил из этого источника, знает, что эти два рая несоизмеримо превышают рай земной.

Царица из всех избранная, Ты – те врата благодатей и милосердия, которые никогда не закрылись. Скорее прейдут небо и земля, чем Ты позволишь отойти без помощи тому, кто искренним сердцем ищет Тебя. Поэтому Ты – та, к которой я просыпаясь, обращаю первый взгляд моей души, а последний – когда засыпаю. Как же могло бы быть отвергнутым что-то, хотя бы само в себе малое, но что передают и жертвуют непорочные руки столь достойной Посредницы? Как может быть отвергнуто то, что Ты, пречистая, передаешь своему возлюбленному Сыну? Поэтому, сладостная избранная, прими бедность моих поступков и представь их Всемогущему, чтобы Твои руки придали им ценность в Его очах. Ведь Ты – чистый сосуд из чистейшего золота, вылитый из благодатей, инкрустированный благородными изумрудами, сапфирами и всеми добродетелями, сосуд, уже один только вид которого, радует очи Царя более чем вид всех чистейших творений.

Невеста Бога, из всех избранная и возлюбленная, если сердца царя Артаксеркса увлеклось изяществом Есфири, если более всех других женщин она понравилась его очам, если она обрела пред ним большую, чем все другие милость, так, что он исполнил все ее желания (ср. Есф 2,9) – то Ты, красою превышающая пурпур роз и все лилии, как же восхитишь небесного Царя своею великою чистотою, своею нежностью и смирением, ароматом всех своих добродетелей и всех своих благодатей! Ибо кто если не Ты, обуздала дикого единорога? Какое же бесконечное очарование, превышающее все творения, имеет для Его взгляда Твое изящество и нежность, рядом с которыми всяческая красота гаснет, так как бледнеет огонек фонаря в полном блеске солнца? Какую же изобильную благодать Ты заслужила у Него для себя и для нас, которые ее не имели! Поэтому, как же может Царь небесный, как может в чем-либо Тебе отказать? Ведь Ты можешь сказать: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песнь 2,16). Да, Ты принадлежишь Богу, а Бог Тебе, и вместе вы предаетесь искусству любви вечной, непостижимой, которую ничто никогда не может прервать. Помни о нас, не забывай о нас в наших нуждах, ибо мы еще странствуем столь печально среди забот и невзгод. Госпожа неба и земли, восстань, будь нашей Посредницей, испрашивай для нас благодати у Твоего благого Сына, Вековечной Премудрости!

Премудрость Вековечная, как же Ты можешь мне сейчас в чем-либо отказать? Как Отцу небесному представляю Тебя, так Твоим благим взглядам представляю Твою чистую, нежнейшую, из всех избранную Матерь. Взгляни на Нее, сладостная и прекрасная Премудрость, взгляни на очи, полные сладости, которые с такою благостью столько на Тебя взирали. Признай изящные ланиты, которые Она часто и нежно прижимала к Твоему детскому личику. Взгляни на эти нежные уста, которые столь часто покрывали Тебя нежными поцелуями, взгляни на эти чистые руки, которые так часто служили Тебе. Сладость сладостей, как же Ты можешь в чем-либо отказать Той, которая с такой любовью кормила Тебя молоком, утешала в своих объятиях, укладывала Тебя ко сну и будила, и так заботливо Тебя воспитывала?

Господи, напоминаю Тебе обо всей той любви, которую Ты к Ней живил в днях своего детства, когда сидя на Ее материнских коленях, Ты нежно всматривался в Нее своими сверкающими, смеющимися глазками, когда Твои детские ручонки нежно Ее обнимали, с бесконечной любовью, которою Ты одаривал Ее превыше всех творений. Помни также об огромной печали, которое Ее материнское сердце разделяло с Тобою под столбом креста, когда при виде Твоей агонии также и Ее сердце и душа тысячу раз умирали вместе с Тобою в боли и тревоге, и по Ее милости позволь мне преодолеть все препятствия, обрести Твою милость и уже никогда ее не утратить.

* То есть благодаря Воплощению и рождению Мариею Вековечного Слова, которое является субстанциальным Благом.

** Согласно учению св. Фомы, мотивом Воплощение Вековечного Слова было искупление человека. Поэтому, если бы не было греха, Мария не стала бы Матерью Божией.

*** То есть Мария, вторая Ева.

**** Иисуса и Марию.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий