Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 53.
Дочерь: «Ах, Учитель, ты вещаешь из собственной глубины, и при этом опираясь на Святое Писание; с огромным знанием предмета и в христианским духе рассуждаешь о тайнах нагого Божества, а также об исхождении и возвращении духа. Мог бы ты при помощи какого-либо образного сравнения объяснить мне, как ты понимаешь эти тайные мысли, так чтобы я могла лучше их понять? Я бы также желала, чтоб ты вкратце изложил, короткими словами и при помощи образов эти возвышенные мысли, прежде столь широко развитые, чтоб они лучше закрепились в моем слабом разуме».
Слуга: «Как можно представить в образах то, что лишено образов, как указать способ (существования) того, что лишено способов, что превышает всяческие мысли и любой человеческий разум? А если даже кто-либо найдет какое-то подобие, окажется оно в тысячу раз неподобно, чем подобно. Желая, однако, при помощи образов отбросить образы, покажу тебе здесь, насколько это возможно, в образах и подобиях то, как следует правильно понимать эти лишенные образов мысли и таким способом, в нескольких пунктах, закончу эту долгую лекцию. Слушай же!
Некий мудрый учитель говорит, что Бога мыслимого в Его божественности можно сравнить с огромным шаром, центр которого находится всюду, а сфера – нигде*. Вообрази же, что кто-то бросил с размахом тяжелый камень в середину спокойной воды. Создается круг, который своею собственною силою создает второй, а тот снова – следующий, а их ширина и пространство зависит от силы первого броска; его сила могла бы быть столь огромна, что вся вода покрылась бы кругами. Пусть первый круг представляет бесконечную, активную потенцию Божьей природы в Отце; она порождает равный себе круг – Особу, которая является Сыном. Эти два Лица изводят из себя третье – Духа Их обоих, равного Им вечностью и всемогуществом. Именно это символизируют три круга: Отца, Сына и Святого Духа: В этой глубокой Бездне Божья природа в Отце, как Лицо, произносит и порождает Слово, которое согласно своей сущности остается (в Отце) и которое приняло человеческую природу.
Кто жаждет это визуализировать, пусть представит особу человека. Из глубочайших недр его сердца рождалась бы подобная ему особа, которая неустанно всматривалась бы в первую. Это духовное сверхсущественное рождение является совершенной причиной призвания к натуральному существованию всех вещей и духов. Наивысший, сверхсущественный Дух дал человеку особенное благородство, освещая его вековечной божественностью; это образ Бога в разумном, вечном духе. Именно по этой причине, из огромного круга, который символизирует в нашем образном сравнении вековечное Божество, выходят также малые круги, которые могут означать великое благородство его разума.
Так вот, существуют такие, кто на свою погибель отвращаются от этого духовного благородства, затемняют светлый образ и обращаются к плотским утехам этого мира. А когда им кажется, что они обрели радость, приходит жестокая смерть и кладет этому конец. Духовный же человек, благодаря блистающей искорке души, возносится к тому, что вечно, откуда он вышел; отрекается от всех творений и держится только вечной Истины.
При помощи образов присмотрись также к тому, каким образом, согласно с надлежащим порядком, происходит возвращение духа. Первый образ показывает, как человек свободно отворачивается и освобождается от радостей этого мира, грехов и прегрешений, для того чтобы с пылом обратится к Богу благодаря неустанной молитве, оторванности, благоразумным упражнениям в добродетелях, цель которых подчинить тело душе. Второй образ указывает, каким образом человек добровольно соглашается на то, чтоб терпеливо переносить бесчисленные горести, какие могут встретиться ему от Бога или творений. Третий представляет, каким образом следует воспроизводить в себе Страсти распятого Господа, как следовать Его сладостному учению, подражать благости и жизни в чистоте, образец которых Он нам дал и, таким образом, с Его помощью делать успехи. Далее, благодаря оставлению внешней деятельности, человек старается обрести покой духа и совершенную оторванность. Пусть умирает для самого себя, пусть откажется от руководства самим собою и забудет о себе, а пред очами пусть имеет только славу и честь Христа и Его небесного Отца, а также со смирением и добротой относится ко всем, друзьям и врагам.
Далее, испытанный человек входит в состояние умиротворения внешних чувств, которые перед этим проявляли слишком большую активность, дух же его освобождается от натурального, неуверенного действия высших сил и переходит к ощущению сверхъестественных**. На этом этапе дух теряет все, что принадлежит творению и проникает глубже, проходя сквозь круг, обозначающий вековечное Божество. Тогда он обретает духовное совершенство. Наибольшее богатство духа в его собственной форме заключается в том, что – освобожденный от тяжести своих недостатков, поддержанный силою Божией, он взмывает к светлым регионам познания духа, в которых часто ощущает небесные утешения. Он может видеть тайные вещи, размышлять о них в своем разуме и надлежащим образом оценивать. Он уже освобожден Сыном в Сыне, но еще находится в стадии рефлексивного познания и познает каждую вещь в ее собственной природе. Можно назвать это прохождением духа***, поскольку находится он тогда превыше времени и пространства и в любовном созерцании уничтожается в Боге.
Но если человек может еще более освободится от себя и если Бог хочет уделить ему свою особенную помощь в виде сильного восхищения, как сделал это с Павлом (2Кор 12,2) и как – согласно учению святого Бернарда**** - может это еще ныне делать, тогда сотворенный дух бывает унесен сверхсущественным Духом туда, куда не мог проникнуть своею собственной силою. Это восхищение очищает его от образов, форм и всяческого множества, дух достигает незнания, в котором забывает о себе и всех вещах, а также, вместе с тремя Лицами, бывает унесенным в Бездну имманентной простоты, где разыскивает свое счастье и наивысшую Истину. Там уже нет ни борьбы, ни усилий, поскольку показанные ниже при помощи образов*****, Начало и Предел, стали Единым, а освобожденный от себя дух стал одно с Ним. Такова природа этого уничтожения данного человеку в этой жизни постоянным или переходным образом, таким образом живущий во времени человек бывает более или менее вознесен превыше времени, освобожден от себя и перенесен в лишенное образов Одно – об этом написано выше, с учетом надлежащих различений.
Дорогая дочь, обрати внимание на то, что все зарисованные тут образы, все объяснения и сравнения являются отдаленными от лишенной образов истины и так мало похожи на нее, как негр на ясное солнце. Причиной этого является свободная от форм и недоступная простота той же Истины».
Дочерь вознесла благочестивые очи и воскликнула: «Да будет же слава Вековечной Истине, за то, что своими мудрыми, живыми словами ты так хорошо научил меня первым шагам начинающих, средствам, которые следует использовать и о том, чего следует избегать, что должен вытерпеть и практиковать развивающийся – как и за то, чему ты меня научил, при помощи правильных различений, о тайнах наивысшей и чистой Истины. За все это Богу да будет слава во веки»!
* См. комментарий (3) к главе 51.
** Дух возносится превыше уровня созерцания, в котором решающую роль играло еще действие воли и разума, которым помогала благодать, и входит в состояние пассивного восприятия Божьей реальности (divina patitur, как говорит св. Фома в S.Th. 2-2,45,2).
*** Des Geistes Ueberfahrt – эквивалент латинского transitus.
**** De gradibus humilitatis, VII и VIII (PL, t 182, col. 952-955).
***** В некоторых манускриптах «Жизни» имеются иллюстрации, представляющие весь описанный выше путь мистического соединения, причем значения конкретных элементов объясняют краткие предложения.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий