О зависти дьявола и нападках такового

9/28/2015, No Comment

Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть III. Легенда об Иордане Саксонском, Глава XXI.

Дьявол старался всячески обмануть его, являясь под маской благочестия. Когда Магистр был в Париже, подлый демон пришел в монастырь и попросил, чтобы его немедля представили Генеральному Магистру. Будучи приведен к нему, дьявол потребовал, чтобы остальные присутствующие оставили их наедине, так как он хочет сообщить Магистру нечто, предназначавшееся только для его ушей. Братья удовлетворили его просьбу, и наедине с блаженным Иорданом он заговорил следующим образом: «Магистр, вы – избранный глава Ордена, столь угодного Господу, и естественно, что на вас обращены очи всех людей. Если они сейчас заметят, что вы оступились хоть в чем-нибудь, большом или малом, по причине слабости человеческой природы, которая, увы, столь легко колеблется, - вы будете жестоко наказаны Господом за публичный скандал, а нарушение устава станет причиной раздоров и бед. Да, вы больны, это правда; но не настолько больны, чтобы не мочь обходиться без кровати и воздерживаться от мясной пищи. Напротив же, если вы примете подобные послабления завтра или в другой день, кому это повредит более всего, как не вам – ведь поползут слухи и появятся поводы для поспешных суждений. Я бы посоветовал, коль скоро вы уже показали себя образцом благочестия и примером совершенного монашеского послушания, стараться и в будущем придерживаться такого поведения». Так, искусно скрывая свои истинные цели подобными речами, этот архилжец удалился, бормоча себе под нос, как монах, читающий псалтирь или канонические часы. В простоте своей поверив ему, слуга Христов несколько дней отказывался от каких бы то ни было послаблений, но вскоре по этой причине болезнь его так возросла и он настолько ослаб, что оказался на краю могилы. Тогда Господь наш открыл ему, что это дьявол под личиной монаха ввел его в заблуждение, раздражаемый его святой жизнью и успешной проповедью.

Проходя через Безансон еще до того, как там появился наш монастырь*, он внезапно тяжело заболел. Лежа в горячке и, как нередко бывает в таких случаях, страдая от сжигающей жажды, он вдруг увидел перед собой юношу в одежде слуги; в одной руке тот держал бутыль вина, в другой – кубок, и обратился к нему с приветствием: «Смотри, Магистр, я принес тебе попить – это прекрасное вино, отведай, оно не причинит тебе вреда». Боясь, не окажется ли это дьявольским наваждением (как и было на самом деле), Магистр Иордан поручил себя Богу, и, осенив юношу крестным знамением, воскликнул: «Пойди прочь, Сатана, со всеми твоими уловками!» - на чем фигура и исчезла.

Не можем мы здесь умолчать также о том, с каким почтением отнесся к нему епископ Безансонский** и тамошние каноники, усмотрев в его поведении много признаков святости. Из любви к блаженному Магистру и к его Ордену они настойчиво и многократно просили его основать в их городе один из наших монастырей, и по сей день почитаются в оном как благотворители.

Пока он, будучи на грани смерти, страдал от упомянутой горячки, по его просьбе каноники принесли ему Тело Господне. Он немедленно вскочил с кровати и преклонил колени у их ног, чтобы принять святой Виатик; при виде такого пламенного благочестия все были восхищены его великой святостью и добродетелями. Эти факты мы записали со слов Стефана из Безансона, о котором мы уже упоминали выше; впоследствии он утверждал, что блаженный Магистр неоднократно предсказывал его жене будущие события.

Одержимый брат из Болоньи тем временем сделался таким неистовым, что никакие веревки и путы не могли его сдержать, и в припадках безумия он все время норовил наброситься на братьев. Однажды к нему случилось зайти Магистру Иордану; безумец, лежавший связанным по рукам и ногам, тут же закричал: «Эй ты, безмозглый слепец, если бы я только мог освободиться – уж я бы тебя разорвал на куски!» Магистр бесстрашно потребовал у братьев развязать одержимого и сказал ему: «Вот, ты свободен, иди же и делай, что хочешь». Но бесноватый брат не мог сдвинуться с места, только завопил: «Вот бы ухватить тебя зубами за нос - ух, с какой радостью я бы его откусил!» Тогда Магистр подошел и наклонился, приблизив нос к самому рту одержимого; но даже и касаясь его носа губами, тот не мог повредить Магистру.

Другой одержимый брат закричал однажды посреди собрания братьев: «Молитесь, братие, за полуслепого глупца, который сейчас проповедует в Неаполе*** – ведь дьявол весьма радуется плодам его проповеди, настолько тот чванится и тщеславится своей способностью провидеть будущее». Но, сразу же раскаявшись в злых речах, обвинитель стал себе противоречить: «Не верьте, братья, ни слову из того, что я сейчас сказал – это все ложь». Однако братья запомнили день и час, когда это случилось, и после узнали, что Магистр Иордан и впрямь проповедовал в Неаполе в тот самый день, когда одержимый обвинял его в Болонье. Этот же бесноватый часто обижал и оскорблял братьев, но когда Магистр Иордан явился посетить монастырь, он, как водится, стоя почтительно приветствовал Магистра, после чего начал с небывалой бойкостью восхвалять его великий дар проповедника, монашескую кротость, благочестие и совершенство во всех добродетелях в надежде, что тот впадет в грех гордыни. Однако слуга Божий, хорошо зная хитрости врага, посрамил того своим искренним смирением.

В Болонье искуситель сделал так, что тело Магистра Иордана стало источать сладкое благоухание****. Он даже был вынужден прикрывать руки, чтобы никто не заметил этого и не счел его святым, - ведь сам он не знал, за что ему такая благодать. Стоило ему просто взять в руки потир, разносился такой прекрасный аромат, что все были поражены. Но дух истины в его сердце не потерпел этих лживых искушений. Однажды утром, перед тем, как служить мессу, он повторял псалом «Judica Domine nocentes me»*****, знаменитый своей действенностью в изгнании иллюзий, и задержался на стихе: «Все кости мои скажут: "Господи! кто подобен Тебе?» - и такой пыл духа снизошел на него, что казалось – до мозга костей наполнил его дух Божий. Тогда Магистр взмолился Господу, прося открыть ему, не от дьявольских ли ухищрений происходит этот аромат; и дано ему было понимание, что приятный запах - и впрямь дело дьявола, желающего подобными уловками погубить его через грех гордыни. С того часа аромат совершенно исчез, и Магистр сделал об этом запись в своем дневнике, который он по обыкновению читал новициям в Париже.

Впоследствии Сатана говорил с ним и лицом к лицу. Извергнув на Магистра поток проклятий и угроз вперемешку с жалобами на мешающие ему проповеди, которыми спасаются от его когтей бессчетные души, злой дух наконец сказал: «Слепец, я хочу достичь с тобой соглашения. Если ты обещаешь мне больше никогда не проповедовать, я, со своей стороны, готов поручиться, что больше не буду искушать ни тебя, ни твоих братьев». Услышав это, блаженный Магистр вскричал громовым голосом: «Да не будет так, чтобы я искал соглашений со смертью и заключал союзы с адом!»

* Монастырь был основан в 1224 г.

** Герард Ружманский (Жерар де Ружман), епископ 1221-1225 гг.

*** В Неаполе он проповедовал на пути в Святую Землю в 1236 г. (Anal., стр 117)

**** Эта история в передаче самого Иордана местами дословно совпадает с нашим изложением. Ср. Berthier, стр. 35.

***** Пс. 34 «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною».

Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий