Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 47.
После первых сражений, цель которых обуздать плоть и кровь, человек добирается до глубокого течения, которое поглотило уже многих. Это – самонадеянный разум. Как следует это понимать? Вот, что я называю самонадеянным разумом: После освобождения от вопиющей, грешной чувственности и порабощающих его образов, человек свободно взлетает выше времени и пространства. До сих пор они удерживали его и не позволяли поступать согласно с врожденным благородством. Когда же откроются у него духовные очи, и он вкусит иную, лучшую радость, которая кроме всего прочего заключается в познавании истины, наслаждении Божественным счастьем и созерцании постоянно актуального «сейчас» вечности, когда сотворенный разум начинает частично понимать вечный, несотворенный Разум в нем самом и в иных вещах, тогда в человеке просыпается изумление. Сперва – когда он смотрит на самого себя и видит, каким он был прежде, а каким является сейчас. А именно, открывает, что прежде он был бедняком, лишенным Бога и жаждущим Его, слепым и отдаленным от Него. Теперь же видит, что он полон Бога и что не существует ничего, что Ним не является – и более: замечает, что Бог и все сотворенное являются Единым. Человек хватает тогда все слишком торопливо, без необходимой здесь зрелости, а его разум вздувается как бурлящая брага. Он бросается на все, что сам может постичь, или что ему, без необходимых различий, подсунет кто-либо находящийся в подобном состоянии и кого он исключительно слушает. Он хочет постигать все, так как это отвечает его разуму, но от него ускользают реальности, взятые в их собственной природе, например: небеса, преисподняя, черти или ангелы; с пренебрежением он отбрасывает даже страждущую человеческую природу Христа*.
Это происходит потому, что такие люди заключили в них только Бога, а не познали их еще во всей глубине, различии, постоянстве и случайности. Они ведут себя как пчелы делающие мед: когда подрастут и впервые вылетят из улья, сначала крутятся бесцельно, не зная, куда должны лететь; некоторые еще не могут хорошо летать и гибнут, иные же находят то, что нужно. Так точно происходит и с этими людьми: Когда своим беспокойным и несовершенным разумом они созерцают Бога как все во всем, жаждут тогда чего-либо отречься, но не знают как. Кто хочет достичь цели, должен отречься всего – это правда, но они еще не знают, как это отречение должно происходить и пробуют недолжным способом отречься от того или иного, пытаются в себе самих и во всем видеть Бога, а в результате действуют без надлежащих различий. Источником этой ошибки является обычное незнание или не умерщвленная хитрость. Многим кажется, что если они могут выйти из себя и от себя отречься, то он уже все понял. Но это не так. Он только проскользнул через первые укрепления еще не взятой крепости, за оборонительные валы, прячется за ними украдкой и не может еще полностью исчезнуть в уничтожении своей духовной природы, в истинной бедности, в которой в определенном смысле исчезают все чужеродные предметы. Как это позднее**, при помощи должных различий, мы выясним, такой бедности отвечает само вековечное, простое Божество, одаривая человека ничем не нарушенным спокойствием.
Именно в этой точке многие таинственно грузнут на протяжении многих лет, не в состоянии идти вперед или вернуться назад.
* Размышление над человеческой природой Христа бегарды считали препятствием для совершенного созерцания. Также этот их взгляд был осужден на соборе в Вене в 1311 году.
** Прежде всего, в главе 52.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий